В преддверии смены состава Правительства мы решили проанализировать итоги деятельности Руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, ведь он уже 15-й год на своем посту. Если он, несмотря на все нижеперечисленное, сохранит свой пост, это будет как бородатый анекдот. Для экономики и будущего нашей страны — не смешной.
Далее мы сгруппировали «достижения» руководителя ФАС по 10 основным пунктам:
1. Артемьев и прямо, и косвенно работает в интересах крупных иностранных корпораций.
2. При Артемьеве возникла система антимонопольного преследования малого бизнеса.
3. Артемьев несет ответственность за монополизацию российской экономики.
4. Провалена борьба с картелями, под ее видом уничтожаются остатки малого и среднего бизнеса.
5. Создана противоречащая мировому опыту и экономической науке система госзакупок с «аукционным креном».
6. ФАС — главный алкогольный и табачный лоббист.
7. ФАС преследует немногочисленных несырьевых экпортеров, что снижает конкурентоспособность нашей страны, закрепляет ее положение в роли сырьевого придатка.
8. Артемьев постоянно выдвигает законодательные инициативы, подрывающие экономику страны и ее будущее.
9. Вместо выполнения служебных обязанностей по защите конкуренции Артемьев создал систему имитации бурной деятельности.
10. Артемьев вводит в заблуждение Президента и общественность по поводу высоких оценок деятельности ФАС за рубежом.

1. Артемьев и прямо, и косвенно работает в интересах крупных иностранных корпораций

При Артемьеве ключевой проблемой антимонопольного регулирования в РФ стало преследование отечественных компаний при невнимании к монополистическим действиям иностранных транснациональных корпораций (ТНК). В США 90%1 антимонопольных штрафов налагается на конкурентов американского бизнеса. По сути, проводится политика двойных стандартов – не отмененные жесткие и зачастую двусмысленные американские антимонопольные законы со всей строгостью применяются к иностранным компаниям, а американские компании за аналогичную практику не наказываются.

В ЕС также крупнейший антимонопольный штраф наложен на иностранные (не-европейские) корпорации Google и Microsoft — 2,4 и суммарно по двум штрафам 1,5 млрд. евро соответственно2. Таким образом, антимонопольная политика все более становится частью политики внешнеэкономической, и даже внешнеполитической.

Это утверждение пока неприменимо к России, где доля дел против иностранных компаний и доля штрафов, на них наложенных, составляет около 0,01%3 4 (Генеральная прокуратура потребовала ФАС объяснить данную ситуацию. Ведомство Артемьева представило перечень из 16 дел, возбужденных против иностранных компаний за период 2008-2015 гг., За это же время число дел против российских компаний было возбуждено почти 200 0000).

Таблица 1. В США антимонопольная политика направлена на конкурентов американского бизнеса, ФАС стреляет по своим.

США, 1970-2015гг.

РФ, 2006-2016 гг.

Доля антимонопольных штрафов, наложенных на иностранные компании

90 %

0 ,01%

Источник: https://www.justice.gov/atr/sherman-act-violations-yielding-corporate-fine-10-million-or-more, http://www.justice.gov/atr/public/criminal/sherman10.pdf, http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_30067.html

Стреляем по своим: иностранные компании доминируют на многих российских рынках (пиво, табачная продукция, фармацевтика, многие товары народного потребления и т.д.) – а на монополизацию рынков иностранные компании получили согласие ФАС, которая согласовывает по закону все слияния и поглощения. В таблице 1. приведены дословные цитаты руководителя ФАС, демонстрирующие политику двойных стандартов регулятора по отношению к крупным иностранным и небольшим российским компаниям. В условиях санкционных войн и напряженной международной обстановки это выглядит более чем странным.

Таблица 2. Двойные стандарты руководителя ФАС.

Крупных иностранных компаний

Отечественного малого бизнеса

Федеральная антимонопольная служба может возбудить десятки дел против западных компаний, но не делает этого, чтобы не ухудшать ситуацию5.

Это было правильное решение (дело «картеля батутов») нашего территориального подразделения, потому что была пресечена одна из форм мошенничества. Если вы инспектор, вы приходите на главную площадь Горно-Алтайска и видите двух работников этих батутных контор, которые во весь голос договариваются о повышении цен, а в законе это прямо запрещено, что вы будете делать?6

ФАС постоянно лоббирует интересы иностранных компаний, требуя беспрепятственного доступа к госзаказу лекарственных препаратов, медоборудования, а теперь добивается для них и преференций при закупках госкомпаний7. Так, даже когда госкомпании выполняют распоряжения и директивы Правительства по импортозамещению, закупая продукцию отечественного производства, ФАС возбуждает дела против них. Так было в случае с закупкой фланцев труб дочерней структурой «Транснефти»8. ФАС выступала против введения ограничений на закупку иностранного софта9 и машиностроительной продукции.

В последнее время под давлением общественности и Правительства ФАС была вынуждена возбуждать дела против иностранных компаний. Но, как правило, оборачивается все пшиком. Так, дело против поставщиков продукции Apple по сути имело целью снижение цен, что позволит Apple только укрепить положение на российском рынке. А громкое дело ФАС против 14 крупнейших международных контейнерных перевозчиков, включая знаменитый Maersk, закончилось тихо. Заявив о возбуждении этого дела, и даже выиграв его в суде первой инстанции, ФАС неожиданно пошла на мировую. Это весьма странно, ведь по сложившейся практике регулятор идет на подписание мирового соглашения, если проиграет суды монополисту, но остается уверен в свой правоте и желании обеспечить конкуренцию на рынке. А зачем идти на мировое, если в суде победа? Но самое интересное — текст мирового соглашения пропал из базы судов и с сайта самой ФАС.

По жалобе гиганта Danone ФАС возбудила дело против небольшого предприятия «Просто молоко» из Татарстана10. По жалобе «Ашана» — против «Молочного комбината «Пензенский», который… «дискриминировал» эту гигантскую торговую сеть11. И по жалобе того же «Ашана» ФАС возбудила дело против трех уфимских хлебопекарен12. По жалобе финской «Валио» ФАС наказала небольшого производителя масла «Тысяча озер»13. Как только «Очаково» в рекламе своего кваса указало на то, что конкуренты являются американскими (включая Пепсико) и европейскими компаниями, ФАС потребовала снять эту рекламу и оштрафовала комбинат14.

Как только Россия вышла на 1 место по экспорту зерна, ФАС предложила ввести экспортные квоты на зерно15. Известен лишь 1 случай в экономической истории: в 1970-80- ее гг. Япония вынуждена была ввести квоты на экспорт своих автомобилей в США, когда те стали слишком сильно угрожать американскому автопрому. Чтобы Япония была покладистой, в ней находятся американские военные базы. В России для аналогичных целей используется ФАС.

Преследуя картели внутри страны, США не препятствует, а де факто поощряет, если американские фирмы создают картель, направленный против внешних потребителей. А вот ФАС возбудила целую серию «рыбных» дел, обвиняя наши рыболовецкие компании в ущемлении интересов иностранцев, или в «дележе» иностранной акватории16.

Стоит ли говорить, что ФАС одобрила все за редчайшим исключением, сделки иностранных компаний по приобретению российских активов. Именно благодаря Артемьеву 2-3 иностранные компании монополизировали отечественные пивной, табачный и многие другие рынки. По жалобе Heineken ФАС неоднократно возбуждала дела против тверского «Афанасия» — одного из немногих пивзаводов, не попавших в руки иностранцев17.

В последнее время ФАС активно одобряет переход под иностранный контроль стратегических активов, например Астраханского18 и Пермского19 портов.

Иногда иностранцы страдают от действий ФАС. Если вкладывают в Россию и развивают в ней современное производство. Ведомство Артемьева шокировала «Рено» — ту самую, которая за несколько лет преобразила «АвтоВАЗ» — ФАС выдала предупреждение руководству российского подразделения концерна за то, что те объявили об …. отказе от повышения цен на новую популярную модель Лада «Веста»20.

Компания Apple в 2014 году закрыла доступ в онлайн-магазин приложений App Store с территории Крыма, создала дискриминационные условия крымским разработчикам, лишив их доступа к порталу, и потребовала уничтожения всех материалов, которые уже были использованы специалистами. Поручение разобраться с ситуацией давал Артемьеву Президент Путин, но в январе 2015 г. Артемьев заявил, что ничего страшного в запрете поставок продукции Apple в Крым нет.

2.При Артемьеве возникла система антимонопольного преследования малого бизнеса.

Малый бизнес-«монополист»? В развитых странах это звучит как нелепая шутка. Небольшой оборот компании означает низкие барьеры входа, и даже если какой-нибудь МСП попробует «злоупотреблять своей монопольной властью», быстро появятся новые игроки на рынке.

Но в России 40% дел по доминированию и от 2/3 до 95% по картелям возбуждались21 против субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Другими словами, называются «монополистами» — со 100% долей рынка в границах пекарни, автомойки, кинотеатра, городской площади, чердака или стены дома, «организаторами и участниками картельных сговоров» субъекты МСП, включая индивидуальных предпринимателей, и даже ТСЖ и садовые некоммерческие товарищества (СНТ).

Таблица 3. Доля МСП в делах ФАС России

Картели, 2014 г.

Картели, 2016 г.

Сговор на торгах, 2016 г.

Иные соглашения, помимо картелей. 2016 г.

Злоупотребление доминированием, 2014 г.

Все дела, 2012 г.

Вся деятельность ФАС, оценка

64%

87%

95%

56%

36%

56%

до 80%

Источник: www.arbitr.ru , www.fas .gov .ru , http://www.spark-interfax.ru/

ФАС использует размытые нормы антимонопольного законодательства для предъявления претензий к МСП и ТСЖ, которые ничего общего не имеют с защитой конкуренции или потребителей: схожесть цен, включение в себестоимость оплаты за Интернет. Но чаще всего ФАС банально вмешивается в хозяйственные споры, выступая на стороне недобросовестного предпринимателя, захотевшего устранить неугодного конкурента. То есть орган, призванный защищать конкуренцию, ее своими действиями устраняет.

Примерами таких дел являются дело о «картеле» батутов в Горно-Алтайске (двух ИП ФАС оштрафовала за одинаковые цены услуги «прыжки на батуте» в 50 руб.), «монополисте»-автомойщике (ИП Стеклянников) за «сверхприбыль» 14 тыс. руб. в мес. Из Магадана, десятки дел против ТСЖ и гаражных кооперативов, признанных монополистами в границах дома или чердака, земельного участка; кинотеатр, признанный «монополистом» по попкорну в границах кинотеатра из Новосибирска, о «картеле» 2х ИП, когда один попросил другого сменить сломавшуюся «Газель» на маршруте на 1 день в Элисте, дело против ИП Метелева («ограничила» поставку крем-краски для волос для 1-й парикмахерской в Сыктывкаре, о «картеле» мужа и жены-фермеров из Ставрополья, турфирмы – «монополиста» по собственной компьютерной программе бронирования билетов из Барнаула, юрфирмы – «монополиста» по подаче электроэнергии арендатору своего помещения в Москве, против десятков ИП (независимых заправок), в разных регионах, обвиненных в сговоре за «схожесть» цен на бензин, десятков ИП в разных регионах, обвиненных в сговоре за «схожесть» цен на сахар, гречку, хлеб и другие продукты, маршрутки, оштрафованной за то, что ходила в одно время с автобусом в Приморье, хлебоприемного пункта, оштрафованного за непредставление информации на размер месячной выручки в Тюменской области22.

Поручения Президента РФ разобраться с ростом цен на бензин и гречку обернулись преследованием МСП. В результате, цены на гречку в регионах, где ФАС дела возбудила, впоследствии выросли23. По бензину ФАС возбудила десятки дел против независимых АЗС за схожесть цен (разница до 80 коп. за литр), при том, что менее существенная разница на заправках, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям, претензий не вызывала. 12.12.2014 ФАС объявила о проверке более 500 хлебопекарен24.

Такая политика приводит к негативным последствиям, вплоть до закрытия производств, и чревата ростом социального недовольства, особенно в депрессивных регионах.

Результатом общественной кампании за антимонопольную реформу стало принятие 3.07.2016 закона об иммунитетах для малого бизнеса от ФАС. Исключения из иммунитетов – картели и состояние естественной монополии, и тут же стали плодиться25 дела против МСП-«картелистов» и ферм, небольших промпредприятий и даже ИП-«естественных монополистов» в границах собственных проводов, котельной или канализации. В делах о картелях, за которые предусмотрена уголовная ответственность, доля дел против МСП увеличилась с 60-65% до 80-95%26! То есть, потеряв возможность преследовать малый бизнес, называя его монополистом, ФАС продолжил преследование, называя его картелистом!

3. Артемьев несет ответственность за монополизацию российской экономики

ФАС одобрила все за редчайшим исключением крупные слияния за последние 10 лет27. Артемьев в октябре 2012 года заявил28, что после поглощения ТНК-ВР «Роснефть» ФАС вряд ли разрешит последней покупку, разве что бензоколонку и 2 туалета. В октябре 2016 года непосредственный начальник Артемьева подготовил29 распоряжение об отчуждении в пользу «Роснефти»» акций «АНК «Башнефть»» , в активах которой бензоколонок и туалетов явно больше. «Газпром» в 2012 г. отделался легким испугом30 по громкому делу ФАС о поставках труб большого диаметра, а в начале 2016 г. регулятор не смог31 запретить рекламу «Газпром — национальное достояние». Хотя ежегодно тысячи субъектов МСП получают штрафы за «монополизм» в отсутствие ущерба32 и заявителя, или за вполне безобидные рекламные слоганы33. В последние годы не видно дел ФАС против доминирующего на финансовом рынке Сбербанка34.

Монополизация основных рынков, формирование 100% монополий в производстве и реализации калийных удобрений, цинка, алюминия, магистральных тепловозов, трансформаторной стали и многие другие произошла в нашей стране с разрешения ФАС. Отметим, что речь идет не о советском наследии сверхмонополизированной экономики, на что любит ссылаться руководство ФАС, а об объединительных процессах в постсоветское время. Также с разрешения ФАС рынки пива, табака (оба — на 80%), многих продуктов питания и товаров народного потребления оказались поделены между несколькими транснациональными корпорациями. Также не встретила сопротивления почти никакого антимонопольного органа монополизация оптового и розничного рынка нефтепродуктов, где возникло несколько крупных вертикально интегрированных холдингов. А в капитал генерирующих компаний в электроэнергетике вошли крупные нефтегазовые компании, в т.ч. и государственные, что нивелировало реформу отрасли.

Под «бдительным контролем» ФАС тарифы ЖКХ растут в 7 (!) раз быстрее инфляции, хотя до того, как ведомство Артемьева получило эти полномочия, их рост опережал инфляцию «всего» в 2-2,5 раза35.

ФАС предлагает отпустить тарифы РЖД36 по экспортным поставкам и тарифы ОАО «Газпром»37. Одновременно регулятор предлагает ввести регулирование тарифов на вывоз твердых бытовых отходов38 (в секторе заняты почти исключительно МСП) и стивидорной деятельности в портах39, против последних возбуждена серия дел.

ФАС провел либерализацию тарифов крупнейших аэропортов страны — Московского авиаузла – что вызвало их рост и разорение некоторых авиакомпаний. В настоящее время ФАС предлагает поднять сборы за аэронавигационное обслуживание не для иностранных, а для отечественных компаний, что по мнению экспертов, нанесет роковой удар по региональным авиакомпаниям40.

4. Провалена борьба с картелями, под ее видом уничтожаются остатки малого и среднего бизнеса

70% картельных решений, оспоренных в судах, признается судами незаконными полностью или частично41 42. Часто суды характеризуют картельные решения ФАС России как «необоснованные», «построенные на надуманных основаниях», «бездоказательные» и т.д. До сих пор нет четкого законодательного определения понятия картель в ст. 4 135-ФЗ.

Согласно данным Счетной палаты, только 16% наложенных штрафов уплачивается в бюджет43, и возникают обоснованные вопросы, куда делись остальные 84%. Зачастую ФАС России возбуждает дело о картеле небольших участников рынка прямо или косвенно в интересах более крупных игроков44. Экспертами целого ряда отраслей открыто заявлялось, что знаковые картельные дела ФАС России носят «заказной»45 ,46 характер.

Если в 2011-2015 гг. эксперты отмечали, что доля картельных дел ФАС России против МСП доходила до 60%, то в 2016 г. она подскочила до 87%, а по сговорам на торгах – до 95%47,48,49, то есть налицо усиление необоснованного давления на малый бизнес, учитывая что «картель малого бизнеса» в экономической теории и практике развитых стран звучит как нонсенс. Преследование малого бизнеса под видом борьбы с картелями можно рассматривать как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

При этом, немногочисленные крупные картельные дела их участники успешно оспаривают в судах (картель «Уголь Кузбасса» — отменен штраф на 2 млрд руб., «содовый картель» — отменен штраф на 1,6 млрд. руб., картель на рынке ПВХ — отменен штраф на 600 млн руб., картель «норвежской рыбы» — оспорен штраф на 250 млн руб., и т.д.). Попустительство к крупным картелям и неудачные судебные разбирательства по ним, зачастую напоминающие договорные матчи, можно рассматривать как признаки нарушения со стороны руководства ФАС России ст. 293 УК РФ (халатность).

Постоянно говоря о всеобщей картелизации российской экономики, Артемьев не уделяет внимания рынкам, где наибольшие риски неправомерных действий чиновников с аффилированным бизнесом. Согласно данным ФАС России50 за период с 01.07.2013 по 30.06.2014 размер наложенных штрафов по картелям на строительном рынке составил всего 87 млн. руб. Для тех, кто поделил строительный рынок – это копейки. Зато ФАС постоянно обвиняет в картеле компании из высококонкурентных и работающих на грани рентабельности пищевой и текстильной промышленности51.

Зачастую ФАС возбуждала картельные дела против МСП прямо в интересах крупного бизнеса, для которого таким образом, «зачищалась поляна». Так было с обвинением в картеле 90 (!) мелких швейных фабрик. Благо, суд установил, что все обвинения ФАС шиты белыми нитками52.

«Антикартельная» деятельность ФАС зачастую вызывает вопросы с точки зрения угроз интересам национальной безопасности. Дело по картелю вьетнамской рыбы53 совпало по времени с углублением стратегического сотрудничества с этой страной, антикартельная внезапная проверка китайской компании Lenovo была проведена в день визита В.В. Путина в КНР54. Эти действия могли нанести ущерб отношениям России с восточными странами.

ФАС России вводит в заблуждение Президента, утверждая, что картели в развитых странах приравниваются к мошенничеству и запрещены сами по себе ( perse ). На самом деле в ЕС и большинстве стран континентального права уголовная ответственность за картели отсутствует, только штраф. Почти во всех странах признают допустимыми соглашения, в т.ч. картели, МСП, допускают, а иногда, как США, поощряют, картели «своих» фирм, направленные на зарубежных потребителей. И даже в тех странах, где в уголовном законодательстве есть упоминание о нарушении конкурентного законодательства, при внимательном рассмотрении оказывается, что ответственность предусмотрена за мошенничество на гостендерах или с имуществом акционеров, а не за картели как таковые.

5. Создана противоречащая мировому опыту и экономической науке система госзакупок с «аукционным креном»

Именно Артемьев является создателем неэффективной системы контроля за госзакупками, которой не существует нигде в мире. Он открыто признает это и постоянно указывает, что международные организации расхваливают Россию за уникальную систему госзакупок. Однако почему-то развитые страны не спешат использовать «передовой» российский опыт. Ведь при детальном рассмотрении детища Артемьева и его команды возникает вопрос – это глупость или измена.

По настоянию Артемьева 60% госзакупок проходят на аукционах, причем он постоянно требует повысить эту долю чуть ли не до 100%. Но аукцион в принципе не приспособлен для покупки, это инструмент продажи!

Если спросить среднестатистического россиянина, что ему приходит на ум при слове «аукцион», то он скорее всего вспомнит распродажу 12 стульев в одноименном романе Ильфа и Петрова, «Сотбис» ( Sothbey ‘s) и «Кристис» ( Christie ‘s), и возможно финальную сцену из пьесы «Вишневый сад». Что объединяет все эти примеры – аукцион организует продавец товара, а не покупатель.

Экономическая теория и практика госуправления в этом вопросе полностью совпадает со здравым смыслом: экономисты настойчиво рекомендуют, (и страны более или менее активно этим рекомендациям следуют) продавать на аукционе радиочастоты, квоты на вредные выбросы, земельные участки и права на эксплуатацию месторождений полезных ископаемых.

Но вот что касается покупки , то ситуация меняется. На сайте Национального бюро экономических исследований, пожалуй, крупнейшей в мире базе научных работ по экономике, не удалось найти ни одного исследования по аукционам в госзакупках55. к использованию аукционов теоретики и управленцы в развитых странах относятся скептически56. Более того, директива57 ЕС рекомендует странам-членам запрещать такие способы госзакупок, где единственным критерием является цена, то есть аукционы.

В России же картина прямо противоположная – аукционы являются бесспорным лидером среди способов госзакупок – порядка 60% 2015-2017 гг. (по сумме контрактов)58, причем до 2013 года их доля была еще больше.

Таблица 4. Аукционный крен в госзакупках РФ

Доля аукционов в госзакупках

РФ

60%

Развитые страны

0%

Почему же развитые страны не спешат использовать аукционы в госзакупках?

При продаже все свойства и качественные характеристики товара доступны покупателю. Он может посмотреть земельный участок, произведение искусства или антиквариата. И цена, когда все характеристики заданы, вполне может выступать в роли единственного критерия. Предмет аукциона достается желающему заплатить наибольшую цену, что максимизирует доходы организатора аукциона или госбюджета.

Но покупатель, вынужденный провести аукцион, должен четко и грамотно описать все свойства товара. Применительно к условиям российского госзаказа это означает, что заказчиков подталкивают обращаться за «помощью» в составлении ТЗ и конкурсной документации к потенциальным продавцам. Но при этом 44-ФЗ категорически запрещает заказчику любые консультации с поставщиками до торгов. А по факту стимулирует это делать втайне просто исходя из самой сути аукциона.

Если же несчастный покупатель попытается быть честным, то скорее всего он опишет товар неправильно или неточно, и рискует получить победителем поставщика некачественного, контрафактного, некондиционного, просроченного и т.д. товара. Отказаться же от заключения договора с победителем аукциона госзаказчик, в отличие от организатора тендеров в коммерческом секторе, не может – ФАС зорко следит за этим.

Выходит, что аукцион при покупке превращается в полный абсурд, и толкает госзаказчика либо к кулуарным договоренностям, либо к покупке совсем не того, что нужно бюджетному учреждению. И происходит это не из-за патологической клептомании или тупости наших чиновников, и из-за самой сути аукциона, который просто-напросто не подходит для закупки, а подходит для продажи.

Более того, аукцион на самом деле не способствует развитию конкуренции и МСП, а ведет к монополизации, исходя из принципа «победитель аукциона получает все». Что происходит с теми компаниями, которые не выиграли аукцион? Они вынуждены уйти с рынка, и зачастую из бизнеса. При этом в коммерческих закупках и в госзакупках развитых стран повсеместно применяется заключение контрактов не с одним, а с несколькими победителями тендера. Это позволяет не только снизить всевозможные риски, но и поддержать конкуренцию, а значит исключить ситуации, когда победитель аукциона, став монополистом вследствие ухода проигравших с рынка, начнет задирать цены.

Поэтому сетования высших руководителей по поводу монополизации, завышения цен при госзаказе и неучастии в нем МСП надо обратить в первую очередь не на «тотальную картелизацию российской экономики»59, а созданный разработчиками 44-ФЗ и регуляторами аукционный крен60. Дилемма русского госзаказчика, вынужденного закупать на аукционах (договаривайся с конкретным поставщиком либо получай некачественный товар) усилили отрицательную селекцию и вымывание здорового производственного бизнеса из госзаказа, в нем оставались связанные с чиновником или сомнительные структуры, поставляющие некачественный товар.

Аукционный крен также привел к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами61, демпингу62, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе63, падению качества и срыву строительных работ64, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания65,66. В утвержденный Правительством аукционный перечень67, помимо большого количества услуг, включены и продукты питания.

Злую шутку сыграл аукционный крен в специфических российских условиях. Значительная часть продукции отечественной промышленности проигрывает китайской по цене, а западной – по качеству. Пока оценка шла по критериям «цена-качество», у нашей продукции был шанс. Но внедрение с 2006-2007 гг. по настоянию ФАС аукционов в госзаказ этот шанс у российской промышленности отняло – либо условия описывались под конкретного поставщика, часто известный западный бренд, либо в торгах побеждали поставщики дешевой китайской продукции. Именно «благодаря» аукционам мы отдали иностранным поставщикам рынки поставок лекарств, медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд на сотни миллиардов рублей. А также многих других товаров.

В итоге, покупка на аукционах обходится дороже: НИУ-ВШЭ проводило целый ряд исследований, показывающих, что покупка сахара для госнужд на аукционах обходится на 4% дороже, чем при других способах закупки, покупка ГСМ на аукционах оптом обходится дороже розничных цен68.

А в Москве в течение нескольких лет больница №62, имея статус АНО, закупала лекарства на конкурентных переговорах, в то время как все остальные учреждения здравоохранения – на аукционах по правилам 44-ФЗ. Результат превзошел все ожидания – больнице №62 удавалось закупать те же самые препараты дешевле, причем экономия составляла от 13% до 5 (!) раз69. Хотя ничего удивительного – конкурентные переговоры – простой и эффективный способ закупки, а коррупционные риски снимаются широкими возможностями видео- и аудио- фиксации, которые сейчас доступны даже в мобильном устройстве. Примечательно однако, что ФАС неоднократно отвергала70 предложения включить конкурентные переговоры в разрешенные способы госзакупок в рамках 44-ФЗ.

Еще один показательный пример, демонстрирующий не исключение, а общее правило. Небольшая мебельная фабрика решила впервые поучаствовать в гостендерах. Она столкнулась не только с бессмысленными ограничениями и издержками, но и с тем, что на аукционе в итоге победила фирма, предложившая цену, по которой хороший товар просто невозможно поставить: плиты сгорели через 3 месяца, парты через год развалились. Производственный малый бизнес либо перестает играть в эти игры, либо вынужден работать через посредников, умеющих договариваться с чиновниками и выигрывать тендеры71.

В целом, издержки аукционного крена можно оценить в 1,5-2 трлн. рублей ежегодно, и это без учета долгосрочных издержек, связанных с вымыванием и ликвидацией малого и среднего производственного бизнеса.

Кроме того, Артемьев создал систему бессмысленного и мелочного контроля за госзакупками. Наши расчеты показывают, что оспариваемые ФАС закупки являются в среднем более конкурентными, чем в среднем по контрактной системе РФ! То есть у них больше число участников и сильнее падение цен. При этом ¾ дел ФАС возбуждает по мелким по международным стандартам закупкам.

Таблица 5. Бессмысленность процедурного контроля: ФАС «сносит» более конкурентные торги с большим падением цен

Оспоренные ФАС закупки

Все электронные аукционы контрактной системы РФ

Среднее число участников

3,7

1,8

Падение цены победителя, от НМЦК

15,3%

10,4%

Источник: Росстат, www.zakupki.gov.ru   расчеты ИПК

Причем около 10% дел ФАС приходится на закупки с ценой менее 100 тыс. рублей – то есть там, где расходы на заседания комиссий ФАС и бумагу составят больше. Апофеозом стало дело ФАС против детсада №82 С-Петербурга – ведомству Артемьева захотелось, чтобы детсад покупал картошку и капусту для супа отдельно, а не вместе. Этот маразм был остановлен на уровне Верховного суда72. И что сделал Артемьев? Правильно – подождал полгода, и продолжил возбуждать аналогичные дела в других регионах.

При этом крупные тендеры, «заточенные» под одного участника, нередко остаются вне поля зрения ФАС.

6. Артемьев превратил ФАС в главного алкогольного и табачного лоббиста

Отечественные виноделы и производители качественного крафтового пива получают не поддержку, а скорее проблемы от ФАС. Зато руководство ФАС постоянно выступает с инициативами расширения продаж дешевого и низкокачественного алкоголя (народной водки, 36-38-градусной водки73,74 с пониженным акцизом, снижения акцизов и минимальных цен75 на водку, возвращения алкоголя и табака в ларьки76,77,78 и т.д.79). ФАС возбуждает дела в отношении властей субъектов РФ и местного самоуправления, проводящих в рамках своей компетенции политику по снижению злоупотребления алкоголем, в т.ч. среди молодежи80,81,82,83. По нашим оценкам, реализация алкогольных инициатив ФАС приведет к росту смертности на 200-300 тыс. человек ежегодно, в основном за счет мужчин трудоспособного возраста и молодежи.

Неприемлемыми, на наш взгляд, являются дела ФАС против губернатора Амурской области О.Н. Кожемяко за ограничение реализации алкогольной продукции во время наводнения84, и против Администрации г. Ханты-Мансийска – во время школьных выпускных85. То есть по мнению Артемьева и его сотрудников, спаивать можно даже несовершеннолетних.

В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование пластиковой (ПЭТ) тары (в РФ в ПЭТ-тару разливается 40% пива, в других странах, за исключением Украины, Болгарии и некоторых других посткоммунистических стран – 0%). ФАС энергично встает на защиту ПЭТ-тары от конкуренции производителей стекла и металлической банки86.

Дошло до того, что Артемьев и его окружение стали координировать свои алколоббистсткие усилия с посольством США. 25.06.2013 в стенах ФАС проведено заседание с участием представителя посольства США и иностранных пивных компаний. При этом, на заседании не было ни одного представителя пивоваренных компаний, имеющих российских бенефициаров. Участники заседания высказали озабоченность проводимой Правительством РФ политики по злоупотреблению алкоголем, решение заседания направлено в Правительство РФ87 . И наши доблестные правоохранители все ищут иностранных агентов среди негосударственных некоммерческих организаций…

Просто титанические усилия Артемьев предпринимал, чтобы молодежь упивалась алкоэнергетиками, которые кстати особенно пагубно воздействуют на здоровье и поэтому запрещены во многих странах. Как только некоторые губернаторы пытались ограничить или запретить реализацию алкоэнергетиков (отметим, всех, а не какой либо одной марки), ФАС возбуждала дело. И даже когда ФАС вчистую проиграла эти дела в Верховном и Высшем арбитражном суде88, которые признали действия ФАС незаконными и подтвердили право регионов на самостоятельную антиалкогольную политику, Артемьев не успокоился. ФАС продолжил попытки давления на регионы, которые хоть как-то пытались оградить молодежь от этого пойла89. И предложил ввести федеральный запрет для регионов ограничивать алкоэнергетики90. Отрадно, что предложения Артемьева, грозившие увеличить смертность среди молодежи, были отвергнуты, вместо них был введен федеральный запрет на реализацию алкоэнергетиков в РФ91.

Артемьев публично высказывает озабоченность высоким уровнем акцизов на табак92 и алкоголь, единым стандартом пачки сигарет, не привлекающим покупателей93. Антимонопольное ведомство, объединив в своих экспертных советах представителей отрасли, постоянно торпедирует инициативы Минздрава, направленные на снижение алкогольной и табачной сверхсмертности94,95. Попытки губернаторов пресекать продажу некачественного алкоголя и фальсификата96 или ограничить продажу алкоголя на первых этажах жилых домов97 становятся поводами для возбуждения дел ФАС под предлогом «развития конкуренции».

ФАС возбудила дело даже на социальную антитабачную рекламу98, когда она не понравилась трем иностранным компаниям, захватившим свыше 80% российского табачного рынка. Зато когда общества потребителей выявили, что «ВАТ» и «Филипп Моррис» нарушили запрет на рекламу сигарет, ФАС отказалась возбуждать против них дело99.

Такое «рвение» в защите интересов алкогольных и табачных компаний на фоне невнимания к ухудшению состояния конкуренции и монополизации других рынков не имеет разумных объяснений и оправданий. Объяснение может быть такое — согласно исследованию «Коммерсант-власть»100, ФАС занимает 1 место по коррупции среди органов власти.

Таблица 6. Рейтинг самых коррумпированных органов власти, совместный проект Ъ-онлайн и «Секрет Фирмы»

Орган власти

Место в рейтинге

Размер взятки, тыс. руб.

ФАС России

1

630

МВД России

2

468

ФМС России

3

273

Россельхознадзор

4

250

Источник: http://www.compromat.ru/page_33175.htm

Когда строительная компания из Рязани объявила о скидкам русским и православным, она получила претензии и штраф от ФАС101. В Екатеринбурге ФАС оштрафовала гражданку за цитату из Библии на биллборде102. При этом ФАС отказывается103 пресекать запрещенную законом рекламу абортов в Интернете, и общественные православные и молодежные организации не раз проводили пикеты у офисов ФАС104. Также ФАС «не нашла» запрещенную рекламу интим-услуг в журнале «Флирт» и даже пыталась отмазать сутенеров, когда они были взяты полицией105. В СМИ появляются сообщения о связях Артемьева и его подчиненных с хакерской группировкой «Шалтай-Болтай»106 и с поставками наркотиков из Аргентины107. ФАС превратилась в главного алкогольного и табачного лоббиста, некоторые ключевые посты в Центральном аппарате заняли выходы из алкогольной отрасли108.

В рамках выполнения поручения Правительства о мерах по снижению стоимости контрацептивов в целях борьбы с ВИЧ ФАС предложила в своем докладе ввести в школьные программы обязательный секс-просвет. Это сразу вызвало возмущение родительских комитетов и общественности, которые начали сбор подписей против инициативы ФАС109. Влезая в школьные программы, который мягко говоря, находится далеко за пределами компетенции ФАС, Артемьев не обмолвился о поддержке отечественного МСП, занятого производством барьерных контрацептивов. Наконец, при попустительстве Артемьева несколько иностранных компаний заняли доминирующее положение на российском рынке барьерных контрацептивов.

7. Под руководством Артемьева ФАС преследует немногочисленных несырьевых экпортеров, что снижает конкурентоспособность нашей страны, закрепляет ее положение в роли сырьевого придатка

Тревожной тенденцией является растущий интерес ФАС к немногочисленным не сырьевым экспортерам110. Его можно связать как с коррупционными факторами, так и с тем, что не сырьевые экспортеры по определению должны проводить агрессивную рыночную стратегию, а она входит в противоречие с двусмысленными и широко толкуемыми антимонопольными законами. Предприятия среднего бизнеса и ИТ-отрасли, наращивающие производство и экспорт, сталкиваются с претензиями, делами, проверками в форме обыска со стороны ФАС. В некоторых случаях — сразу после выхода на внешние рынки или попадания в санкционный список США. По сути, ФАС действует в интересах зарубежных конкурентов российских компаний. ФАС постоянно возбуждает дела против наших компаний, как только они начинают слишком активно конкурировать с иностранными корпорациями.

Так, ФАС возбудила дело в отношении крупнейшего новосибирского предприятия АО «Катод» — производителя приборов ночного видения – сразу же после внесения предприятия в санкционный список США111. Продукция завода начала пользоваться бешеным спросом в США, и видимо, американцы решили подключить ФАС к решению проблемы.

ФАС возбудила дело против ОАО «Вяземский машиностроительный завод» и его 24 дилеров (почти все — субъекты малого предпринимательства). Назвав завод «монополистом» с 76% долей рынка, ФАС намеренно исключила из расчета иностранную продукцию, которая стоит дороже: по сути, завод пострадал за то, что начал производить продукцию дешевле и лучше иностранных аналогов! В довершение всего, ФАС применила к заводу пункты закона, утратившего силу, хотя по общему принципу законы обратной силы не имеют – но чего не сделает господин Артемьев, защищая интересы иностранных хозяев112.

Как только ставропольское предприятие «Монокристалл» стало одним из поставщиков стекол для айфонов корпорации Apple , ФАС возбудила 4 дела против завода, назвав его «монополистом» то в границах собственной канализационной сети, то собственных проводов, то монополистом по… водоснабжению113.

Удачный опыт компании «АРГУС-СПЕКТР» из Петербурга по поставке охранных и противопожарных систем в Венскую оперу, замок английской королевы в Шотландии, цирк дю Солей, здание венгерской Академии наук и даже знаменитый Биг Бэн. «Мы должны гордиться тем, что такая продукция сделана в России, такими компаниями гордится страна», — отметил Владимир Путин в своем выступлении на VII съезде Торгово-промышленной палаты 1 марта 2016 г.114 Но ФАС возбудила против компании, ее дилеров и контрагентов почти 100 дел, проведя несколько обысков, и в целом, по мнению экспертов рынка, работая на ее полное уничтожение. Эта вакханалия была остановлена только на уровне Верховного суда, признавшего действия ФАС незаконными, причем выяснилось, что сотрудники Артемьева даже не могут толком объяснить, на каком рынке, по их мнению, «Аргус-СПЕКТР» оказался «монополистом»115.

В ситуации вокруг поставки турбин Siemens в Крым ФАС заняла позицию немецкого концерна116.

Похожая ситуация с серией дел и проверок-обысков сложилась с небольшой компанией АО «Уральские радиостанции» и ее дилеров117. Компания является разработчиком и производителем, экспортирует машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы, радио- и телевизионную передающую аппаратуру, аппаратуру электросвязи. Переносные и стационарные радиостанции производства компании стоят на вооружении МВД и ФСБ России. Несмотря на то, что компания внесена в реестр единственных поставщиков, ФАС требовала появления у нее конкурента (видимо, Артемьев получил задание пересадить наши силовые структуры на западную радиотехнику). Суды отвергли абсурдные требования ФАС.

Как только отечественные производители стройматериалов стали угрожать монополии Knauf и Saint Gobain в России, ФАС начала против них расследования, заблокировав им покупки обанкротившихся заводов в Белгородской области118. При этом указанные иностранные компании в свое время оперативно получали согласия ФАС на монополизацию российского рынка стройматериалов.

ФАС возбудила 2 дела  против лидера отечественной IT-индустрии  ЗАО «Лаборатория Касперского» и дело  в отношении лидера отечественной ИТ-индустрии  ООО «Доктор Веб» по жалобам их иностранных конкурентов.

8. Артемьев постоянно выдвигает законодательные инициативы, подрывающие экономику страны и ее будущее

Как только удалось за счет механизма концессий придать импульс дорожному строительству, в дело вмешалась ФАС. В 2017 г. ФАС решением по строительству дороги Стерлитамак-Магнитогорск поставила под угрозу весь концессионный рынок страны и большинство инфраструктурных проектов119,120. И хотя суд в конце 2017 г. отменил решение ФАС, ситуация находится в подвешенном состоянии из-за желания регулятора изменить законодательство.

З ачастую решения ФАС приводят к подрыву успешных региональных экономических стратегий (дело против губернатора Белгородской области121 по поводу инвестфонда, являющегося частью весьма успешной по общему признанию экономической стратегии региона), срыву строительства важных объектов122.

В 2017 г. Верховный суд запретил ФАС судить о взаимозаменяемости лекарств123 — в попытке «развить конкуренцию» на лекарственном рынке ФАС решила заменить врачей: не только вышла за пределы полномочий, но и ее действия могли иметь катастрофические последствия для здоровья граждан.

Решения ФАС по закупкам компаний с государственным участием зачастую направлены не на пресечение очевидных злоупотреблений, а могут привести к срыву инвест- и модернизационных программ, и даже росту коррупции и мошеннических схем. Так, в 2017 г. Верховный суд а за ним и другие суды отменили в конце 2017 г. серию решений ФАС против ПАО «Алроса»124, ПАО «Русгидро»125, ПАО «Ростелеком»126 и целого ряда других компаний127,128,129,130,131, жестко очертив рамки и ограничив произвол ФАС. Примечательно, в этих делах антимонопольному органу не понравилось, что указанные компании требовали от участников тендеров доказать неаффилированность с другими (при этом сама ФАС как бы борется с картельными сговорами и участием аффилированных фирм в госзаказе, в рамках 44-ФЗ), не передавать выигранный тендер на субподряд. По большому счету ФАС пыталась навязать госкомпаниям посредников.

В закупках госкомпаний-субъектов 223-ФЗ много проблем, высок уровень коррупции и слабая конкуренция. Но благодаря закупкам госкомпаний в России сохранились целые отрасли промышленности – такие как энерго-, атомное и транспортное машиностроение, кабельная отрасль и производство нефтегазового оборудования. В то же время «благодаря» созданной Артемьевым уродливой системе госзакупок в рамках 44-ФЗ мы потеряли целые отрасли и отдали иностранцам рынки лекарств, медтехники и даже постельного белья (ситуация начала несколько выправляться, только после принятия «Постановлений об импортозамещении»). Есть все основания полагать, что если Артемьеву удастся перевести госкомпании с 223-ФЗ на 44-ФЗ в его нынешнем виде, то транспортное и энергомашиностроение Россия потеряет.

Из крупных стран только в России «Самсунгу» запретили132 подшутить над Apple в рекламе. Это следствие запрета, установленного в контролируемом ФАС законе «О рекламе». Но больше всего страдают от него конечно, не «Самсунг», а отечественные бренды.

ФАС является одним из лидеров по числу законодательных инициатив. Объединения предпринимателей неоднократно жаловались на часто меняющуюся нормативную базу, постоянные попытки ввести новые административные барьеры и не существующие в мировой практике антимонопольного регулирования препятствия хозяйственной деятельности. Нежелание руководства ФАС проводить конструктивный диалог и снимать разногласия приводит к тому, что дискуссии выливаются в СМИ, которые выделяют как минимум 4 войны ФАС с предпринимательскими объединениями133,134,135,136. Число отрицательных отзывов экспертов на проекты нормативных актов, вносимых ФАС, в 5 раз превышает показатель всех федеральных служб, вместе взятых137.

Законодательные инициативы ФАС, как правило, направлены не на решение системных проблем с конкуренцией в стране, а на усиление карательных функций регулятора, при этом не проводится анализ того, какое влияние они могут оказать на конкуренцию, систему права, смежные отрасли и т.д. Это относится и к постоянным попыткам получить «силовые» полномочия, которые в современных российских условиях оборачиваются ростом коррупции, и в желании устранить «патентную монополию», что очевидно скажется на стимулах к инновациям, усилению оттока технологий и разработчиков за рубеж, подрыву конкурентоспособности российских компаний.

9. Вместо выполнения служебных обязанностей по защите конкуренции Артемьев создал систему имитации бурной деятельности

Антимонопольная политика должна защищать конкуренцию в целом, а не отдельных конкурентов»138. Этот хрестоматийный тезис вошел не только в учебники, но в практику антимонопольных органов развитых стран, хотя и там в стремлении защитить конкуренцию антимонопольный орган становится невольным участником хозяйственного спора, что получило название «проклятие антитраста». В России, согласно исследованиям139, 90-98% дел по злоупотреблению доминированием возбуждаются по «ущемлению интересов», а не ограничению конкуренции, то есть подвержены «проклятию». Формулировки ст. 10 135-ФЗ позволяют ФАС возбуждать дела по злоупотреблению доминирующим положением не только в случае ограничения конкуренции, но и «ущемления интересов» отдельных лиц. Другими словами, ФАС как раз защищает не конкуренцию в целом, а интересы отдельных конкурентов, вмешиваясь в банальные споры хозсубъектов. К аналогичным выводам пришли в исследовании НИУ-ВШЭ140: практически все дела ФАС после 2011 г. направлены на защиту отдельных конкурентов, дел в защиту конкуренции в целом практически нет.

Проведенные РАНХиГС исследования показали, что анализ рынка присутствует только в 1,5% решений ФАС (в 2010 г. был принят приказ ФАС №220, который освободил сотрудников ведомства от обязанности проводить анализ рынка по подавляющему большинству составов нарушений, изменения были внесены только в апреле 2015 г.). Такие методы, как эконометрический анализ, тест гипотетического монополиста и др. использовались до 2015 г. считанное число раз.

То есть при отказе в подключении к электро- тепло- , газо-, водоснабжению и водоотведению, проблемах со сроками, оплатой и т.д. подключения ФАС возбуждает антимонопольное дело в рамках 135-ФЗ. На практике это выглядит следующим образом: ФАС возбуждает дело, проводит анализ рынка, устанавливая рынок в границах соответствующей трубы или провода, и разумеется, 100% долю компании на нем. Дело рассматривается в ФАС несколько (до 9, хотя по факту меньше) месяцев, затем начинается судебное оспаривание, а в случае победы ФАС в суде возбуждается административное дело о наложении штрафа. В результате использования антимонопольной политики не по назначению проблемы с подключением не решаются годами.

Хорошо еще, если подобные дела возбуждаются против действительных естественных монополий – энергокомпаний, «регионгазов», водоканалов т.д. Но в последнее время растет число дел по подключению против компаний, которых естественными монополистами можно назвать с большой натяжкой. Это промышленные, сельхозпредприятия и даже НИИ, имеющие на своем балансе котельные, сетевое хозяйство и водокачки, и питающие соседний с предприятием дом или квартал. Наконец, доходит то того, что ФАС возбуждает дела по подключению, когда собственник отключает от потребления коммунального ресурса арендатора-неплательщика. Десятки, если не сотни дел ФАС возбудила против ТСЖ и управляющих компаний (УК): они были обвинены в «монополизации» чердаков и крыш, или в координации действий операторов связи.

Помимо вышеперечисленных, у ФАС в практике огромная масса дел, когда речь идет не о защите конкуренции, когда не просто сужаются до чердака или трубы границы рынка, а когда о рынке вообще можно говорить с большой натяжкой. Аэропорт переоформляет пропуска на территорию, у компаний, поставляющих питание, возникают споры, и вот в решении ФАС возникает рынок выдачи пропуска. На почте не выдали посылку, сказали писать доверенность, и вот возникает рынок выдачи посылок. Автовокзал не пустил бесплатно в туалет по автобусному билету, потребовал заплатить за туалет, а раньше пускали – и вот вам рынок допуска в автовокзальный туалет. ФАС даже рассмотрел проблему постельного белья в купейных вагонах РЖД как антимонопольное нарушение – у пассажира, дескать, должен быть выбор, самому застилать, или просить проводницу. Причинами этого административного восторга – палочная система, падение квалификации сотрудников ФАС, попытка заработать популярность в СМИ.

10. Артемьев вводит в заблуждение Президента и общественность по поводу высоких оценок деятельности ФАС за рубежом

В настоящее время состояние российского антимонопольного регулирования нельзя признать эффективным: в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия в 2016 г. заняла 43 место из 144 участвующих стран, а по эффективности антимонопольной политики – 83 место. То есть эффективность ФАС примерно в 2 раза ниже, чем Правительства в целом с точки зрения обеспечения конкурентоспособности страны. При этом, низкую эффективность антимонопольной политики нельзя списать на монополизацию рынков и слабое развитие конкуренции: по уровню развития конкуренции на локальных рынках, распространению практики доминирования Россия оказалась на 59 и 81 месте соответственно.

Таблица 7. В рейтинге конкурентоспобности эффективность работы ФАС оценивается хуже, чем место РФ в целом и даже хуже, чем степень монополизации рынков и уровень конкуренции.

2014

2015

2016

Россия в целом

53

45

43

эффективность антимонопольной политики

102

83

82

степень монополизации рынков

75

69

59

уровень конкуренции внутри страны

74

77

81

Источник: Всемирный экономический форум — https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2016-2017-1/

При этом, ФАС в отчетах о деятельности указывает не рейтинг ВЭФ, а рейтинг английского юридического журнала Global Competition Review , согласно которому ведомство входит в топ-30 стран. Однако корректность этого рейтинга вызывает сомнения, поскольку в нем участвуют далеко не все антимонопольные регуляторы, и рейтинг составляется на базе субъективных оценок антимонопольных юристов. У юристов, очевидно, конфликт интересов – их гонорар будет тем выше, чем более размыты полномочия, и чем более агрессивную политику проводит регулятор.