Арбитражный суд города Москвы признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО Энергостройкомплект «ЕЭС» (АО «ЭССК ЕЭС» (г. Москва). Фактически суд сослался на недавнее определение Верховного Суда по делу N 304-КГ16-17592, не разбирая дело по существу, как таковое. Напомним, в указанном деле ФАС против АО «Алроса» Верховный суд принял знаковое для закупочной отрасли решение, жестко указав ФАС на недопустимость «произвольного контроля» над закупками.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «ЭССК ЕЭС» по признакам нарушения части 1 статьи 2, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 N 223-ФЗ, выразившееся в неправомерно установленном требование об отклонении заявок участников закупки, аффилированных между собой, неправомерно установленном требование о наличии в составе заявки участника закупки оригинала или копии справки из налогового органа, неправомерно установленном требовании о представлении в составе заявки письма о наличии у участника кредитного лимита. Получается, что в деле против «Алросы» ФАС не понравилось, что компания установила требования, запрещающие передавать выигранный тендер на субподряд, запрещающие участвовать в тендере компаниям, не являющимися поставщиками работ. То есть ФАС в деле «Алросы» вольно или невольно выступила в интересах сомнительных посреднических структур. А в рассматриваемом деле против АО «ЕССК ЕЭС» ФАС вольно или невольно выступила в интересах недобросовестных участников закупки, желающих выставить на тендер аффилированные с собой структуры.
Отметим, госзакупки, проводимые не по 223-ФЗ, а по 44-ФЗ, очень часто сталкиваются с подобными действиями недобросовестных структур и сомнительных посредников. И именно потому, что такую систему создало ведомство Игоря Артемьева. И похоже, что именно эти «элементы», а не мифическую прозначность и конкурентность, ФАС хочет перенести с госзакупок на закупки госмопаний по 223-ФЗ. Поэтому неудивительно, что Арбитражный суд города Москвы использовал сформированную позицию Верховного суда о недопустимости произвола со стороны ФАС.
В ФАС поступила жалоба от ООО «Антей» на организатора АО «Энергостройснабкомплект ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проведению охранно-спасательных исследований объектов археологического наследия, работы по очистке местности от взрывоопасных предметов.
По мнению суда, в рассматриваемом случае ООО «Антей» с учетом положений N 223-ФЗ участником рассматриваемой закупки не являлся и о нарушениях, связанных с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок не заявляло. В жалобе не содержится сведений о том, каким образом нарушены права и интересы ООО «Антей». Таким образом, ООО «Антей» не является надлежащим субъектом, обладающим правом на обжалование действий заказчика при закупке товаров, работ, услуг. С учетом данных обстоятельств, суд отклоняет довод ФАС о наличии у него полномочий по рассмотрению жалобы ООО «Антей», поскольку они основаны на неверном и расширительном толковании норм №223-ФЗ и №135-ФЗ. Нарушение части 1 ст. 2, а также пунктов 12,13 части 10 ст. 4 N 223-ФЗ, которые вменены АО «ЭССК ЕЭС» оспариваемым решением, к случаям, установленным частью 10 ст. 3 N 223-ФЗ, также не отнесено.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение является незаконным ввиду отсутствия у ФАС полномочий на рассмотрение жалобы ООО «Антей». (Дело № А40-79465/17-72-638)