no-cigarettes1

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочла избыточным барьером в торговле табачными изделиями предлагаемую Минздравом норму об унифицированной пачке для сигарет. Соответствующее письмо-позицию подписал врио руководителя ФАС Алексей Доценко. Подобное предложение Минздрав изложил в проекте «Концепции осуществления госполитики противодействия потребления табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу», которая проходит межведомственное согласование. Эксперты считают, что стандартная для всех участников рынка пачка сигарет позволит снизить привлекательность курения.

По мнению ФАС, предложение о дополнительной маркировке в совокупности с предложением о стандартизированной упаковке может привести к установлению избыточных барьеров, существенно осложнит доступ на рынок добросовестных новых хозсубъектов, и отрицательно скажется на состоянии конкуренции на рынке реализации табачных изделий. При этом в проекте концепции отмечено, что потребительская упаковка табачной продукции является важным элементом рекламы и стимулирования продажи и потребления табака с помощью логотипов, цветов, шрифтов, рисунков, форм и материалов на пачках и в составе пачек сигарет, на отдельных сигаретах или других табачных изделиях.

Минздрав предлагает ввести стандартизированную потребительскую упаковку для табачных изделий — стандартного цвета, на которой не размещаются товарные знаки, цвета товарных знаков или реклама и информация, стимулирующая продажу и потребление табака. Исключения предлагаются для наименования табачной продукции и вида изделия, изображенных установленным цветом и шрифтом.

В письме-позиции ФАС указало, что после заседания Экспертного совета по развитию конкуренции на рынке табачной продукции, ведомство подготовило ряд предложений и замечаний по доработке проекта антитабачной концепции. По мнению ФАС внедрение унифицированной «простой» упаковки приведет к невозможности использования товарных знаков, торговых марок, логотипов и т.д., а учитывая условия полного запрета стимулирования и рекламы табачной продукции «это означает тотальную невозможность как прямого, так и опосредованного взаимодействия с потребителем». А также это облегчит недобросовестную конкуренцию путем фальсификации табачной продукции, через сокращение возможностей различия оригинальной и контрафактной упаковки за счет особенностей дизайна и уникальных признаков, которые присуще товарам, произведенным в фабричных условиях на современном оборудовании.

По словам представителя табачной компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», товарные знаки на упаковке товара в условиях запрета рекламы лишь являются одним из отличительных признаков, позволяющих потребителю отличить один продукт от другого и, соответственно, элементом конкуренции между табачными компаниями. Другие табачные компании также отмечают, что предложение по введению обезличенной пачки представляется радикальной и неэффективной мерой, например, опыт Австралии, который показал, что с момента введения безликой пачки в декабре 2012 года темпы снижения уровня распространенности курения не изменились. При этом единственным доказанным следствием введения данной меры стало доминирование цены над качеством табачной продукции.

Эксперты наоборот поддерживают новацию Минздрава, которая должна способствовать снижению зависимости от смертельно опасного продукта, коим являются сигареты. Они также приводят опыт Австралии, Великобритании, Франции и Венгрии, где подобный инструмент используется и последствием его применения является падение привлекательности курения. При этом представители торговых сетей отмечают, что продажа табачных изделий происходит при закрытых витринах, и потребитель не может видеть упаковку и при покупке делает выбор путем называния марки при изучении перечня названий. Соответственно значительного снижения при введении стандартизированной упаковки торговые сети не ожидают.

Напомним, что ранее Минфин и ФАС возражали против значительного повышения акцизов на табак в рамках этой же коннцепции, ссылаясь на то, что это приведёт к контрабанде контрафактной табачной продукции из стран ЕАЭС. В Госдуме считают этот аргумент необоснованным, так как контрабанда из Белоруссии и Казахстана не превышает 2%, больше нелегальных табачных изделий производится на российских фабриках. По мнению ФАС, политика, применяемая в рамках антитабачной концепции Минздрава, может привести к тому, что крупные ритейлеры получат преференции в сфере продажи табачной продукции.

При этом нужно отметить, что руководитель ФАС Игорь Артемьев и его два заместителя (Андрей Цариковский и Алексей Доценко) давно превратились в крупнейших алкогольных и табачных лоббистов. Возражения ФАС уже не в первый раз демонстрируют связь с табачным лобби, преследуя в их интересах даже антитабачные общественные организации. Так как нововведения Минздрава очень болезненны для табачного лобби. Напомним, что свыше 80% табачного рынка России контролируется иностранными компаниями.