Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Казанский вертолетный завод», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Это очень знаковое решение — по сути, ФАС хотела распространить действия закона о закупках 223-ФЗ на предприятие, которое условно можно назвать «праправнучкой» госкорпорации, а никак не «дочкой» или «внучкой».
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «Казанский вертолетный завод» по признакам нарушения ч.1 ст. 10. №135-ФЗ, выразившегося в игнорировании и непроведении конкурентных процедур по отбору поставщика и заключении договоров поставки товаров, работ, услуг с единственными поставщиками, что привело (могло привести) к необоснованному увеличению затрат ПАО «Казанский вертолетный завод» на сумму товаров, работ, услуг, закупленных без конкурентных процедур, включаемую в себестоимость производимой продукции, в том числе, поставляемой для муниципальных, государственных нужд и государственному оборонному заказу.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) ведет свою историю с 1940 года. Предприятие выпускает современные модификации вертолетов серии Ми-8/17. КВЗ также разработал и выпускает легкий вертолет «Ансат». ПАО «Казанский вертолетный завод» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 650 000 рублей за нарушение ст. 14.31 КоАП РФ.
ФАС провела анализ оснований совершения закупок у единственного поставщика согласно применявшимся положениям о закупках. Одними из оснований проведения закупок у единственного поставщика являлось осуществление конкретной закупки на основании приказа генерального директора заказчика, осуществление конкретной закупки на основании решения совета директоров. ФАС установлено, что по указанным основаниям в период 2014-2016 гг. совершено всего 27 закупок.
По мнению ФАС, указанные приказы гендиректора и протоколы заседаний совета директоров ПАО «Казанский вертолетный завод», содержащие решения о совершении закупок у конкретных поставщиков, по мнению ФАС, в целом, содержат формальные формулировки, и в части обоснования выбора конкретного поставщика не имеют достаточного мотивированного обоснования.
ФАС провела анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке и составлен аналитический отчет, в ходе которого установлено, что ПАО «Казанский вертолетный завод» в период 2014-2016 гг. занимало доминирующее положение на рынке производства легких вертолетов в классе 7-9 мест (доля на товарном рынке — 100%) в географических границах Российской Федерации.
Однако суд пришел к выводу, что ПАО «Казанский вертолетный завод», данная организация является коммерческой организацией, доли государства не имеет. 98,206% акций ПАО «КВЗ» принадлежит ОАО «Вертолеты России», 1,41% принадлежит Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром», 0,00060% принадлежит нерезиденту «Ренодикс инвестментс лимитед». В свою очередь, 98,5% акций ОАО «Вертолеты России» принадлежит ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». 50,04% акций ОАО «ОГТК «Оборонпром» принадлежит ГК «Ростех», 37,23% — Российской Федерации, 4,29% — ОАО «РСК «МИГ», 4,57% — Республика Татарстан, 1,88%-ОАО «Рособоронэкспорт». Действие №223-Ф3 не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов.
Также суд отмечает, что в ПАО «Казанский вертолетный завод» в инициативном порядке, по решению совета директоров, для обеспечения гласности, прозрачности и конкурентности закупки, действует корпоративная система закупок товаров, работ, функционирование которой в период 2014-2016 гг. регламентировалось следующими документами:
— Положение о закупках ОАО «Казанский вертолетный завод» 2012 г, применявшееся в период с 11.05.2012 по 01.07.2014;
— Положение о закупочной деятельности Холдинга «Вертолеты России», утвержденное решением Совета директоров ОАО «Вертолеты России» от 07.04.2014, применявшееся в период с 02.07.2014 по 31.08.2015;
— Единое положение о закупке государственной корпорации «Ростех», утвержденное Наблюдательным советом ГК «Ростех» 18.03.2015, применявшееся с 01.09.2015 по настоящее время.
Указанные документы содержат положения об основаниях и порядке совершения закупок у единственного поставщика. Одним из оснований проведения закупок на неконкурентной основе у единственного поставщика в период с 11.05.2012 по 01.07.2014 являлось осуществление конкретной закупки на основании приказа генерального директора, а в период с 02.07.2014 по 31.08.2015 года — на основании решения совета директоров.
ПАО «Казанский вертолетный завод» проводил закупки в рамках действующих законов и положений. Оформление закупок и принятие решений производилось на основании внутренних документов, оформленных в установленном порядке, не противоречащим действующему законодательству. (Дело № А65-8457/2017)