консультации по выбору строительных материалов

Очередной случай подтверждающий деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в интересах транснациональных корпораций. Одна российская компания — средний по размеру производитель стройматериалов подала заявление в ФАС на разрешение купить 100% акций АО «Завод нестандартного оборудования и металлоизделий», белгородского производителя каменной ваты. Как стало известно, ФАС готовится проводить расследование против компании с использованием материалов, направленных в ФАС на получение одобрения о покупке. Срок рассмотрения 3 месяца.

При этом европейские конкуренты «Knauf», «Saint-Gobain» получали одобрения на покупку российских производителей менее, чем за месяц. Сен–Гобен подавало заявление 26 ноября 2015 года, а уже 23 декабря 2015 года получило одобрение. Российская же компания уже 2 месяца отвечает на самые изощренные вопросы замруководителей ФАС Андрея Кашеварова и Андрея Цариковского.

Причем вопросы явно не про рынок, а про то, как добыть материалы, чтобы найти «признаки нарушения антимонопольного законодательства». Юристы компании тоже не лыком шиты и отвечают на «изыски» руководства ФАС дипломатично вежливо, но без «лишних» деталей. Забавный пинг – понг.

Начиная с 90-х годов ХХ века на российский рынок теплоизоляционных материалов (ТИМ) вышли и заняли его большую долю крупнейшие иностранные Корпорации: Rockwool, Saint-Gobain, Knauf, Ursa(Uralita), Paroc, что соответствовало стратегии этих крупнейших международных корпораций расширения своего присутствия на рынках Восточной Европы, в том числе России и странах СНГ.

Часть российских производителей ТИМ были приобретены этими иностранными холдингами, часть ушла с рынка вследствие неконкурентоспособности с иностранными промышленными гигантами, в том числе по причине отсутствия технологий, доступа к «дешёвым» кредитным ресурсам. В состав совладельцев крупных корпораций входят крупнейшие банковские и инвестиционные структуры (в т.ч. ЕБРР), которые обеспечивают финансирование стратегии этих компаний по расширению рынков сбыта на территории России, стран СНГ и Восточной Европы, о чем прямо указывают производители на своих сайтах.

Инвестиции на российский рынок указанных иностранных корпораций осуществлялись так и путем строительства новых заводов по производству ТИМ и заменяемых с ними товаров. В последующем увеличивая производственные мощности, осуществляя экспансию в регионы страны, продвигая на российский рынок множество конструкторских решений и инновационных материалов, являющихся взаимозаменяемыми с ТИМ. В этих условиях большинство российских компаний не выдерживают конкуренции с крупнейшими международными корпорациями.

При этом европейский рынок ТИМ характеризуется высокой степенью консолидации. В производстве стеклянной ваты Saint-Gobain, Knauf, Ursa(Uralita) владеют совокупной долей в 90% от всего западноевропейского рынка. В области производства каменной ваты компании Rockwool, Knauf являются двумя крупнейшими игроками. Компания Saint-Gobain владеет несколькими установками по производству каменной шерсти, но в настоящее время она сосредотачивает усилия на производстве стекловаты, в то время как компания Paroc является важным региональным игроком в Северо-восточной Европе в области производства каменной ваты.

Это не первый случай, когда руководство ФАС прямо работает в интересах крупных иностранных холдингов. На нашем сайте собрана большая подборка таких случаев.