Верховный суд РФ (ВС РФ) подтвердил решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Ростелеком», но признал пункт 2 мотивировочной и резолютивной частей решений ФАС незаконным. ВС РФ отменил тем самым в данной части решения судов нижестоящих инстанций. По сути, высшая судебная инстанция закрепляет позицию, сформированную в разбирательстве по делу ФАС против ПАО «Алроса», гарантирующую право заказчика отсекать недобросовестные, сомнительные и посреднические структуры от участия в тендерах. Ведомство Игоря Артемьева же по сути, вольно или невольно давно стоит на страже интересов указанных сомнительных структур.
Началось с того, что ФАС возбудила дела против ПАО «Ростелеком» (г. Санкт-Петербург) по признакам нарушения требования части 1 статьи 2, пункта 10 части 10 и части 12 статьи 4 № 223-ФЗ, выразившееся в установлении в документации о закупке при проведении запроса предложений условия о недопустимости привлечения исполнителем при исполнении договора субподрядчиков или соисполнителей. Также в неустановлении даты начала и даты окончания срока предоставления участникам запроса предложений разъяснений положений документации и нарушении срока размещения протокола о закупке в единой информационной системе. Также ПАО «Ростелеком» было привлечено к ответственности по признакам административных правонарушений по частям 4 и 7 статьи 7.32.3 КоАП.
По мнению ФАС, формируя таким образом закупочную документацию, ПАО «Ростелеком» фактически установило требования, под которые подпадает чрезмерно ограниченный круг поставщиков услуг, что противоречит части 1 статьи 2 №223-ФЗ. Также ФАС утверждает, что действия ПАО «Ростелеком», не установившего в документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам запроса предложений разъяснений положений документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 №223-ФЗ.
По мнению ВС РФ, в соответствии с частью 12 статьи 4 №223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников закупки и подведения итогов закупки от 07.12.2015 №31502980462/2 составлен и подписан 07.12.2015. Комиссией ФАС России установлено, что протокол размещен на официальном сайте 11.12.2015, то есть на 4 день. Суд приходит к выводу, что указанные действия ПАО «Ростелеком» нарушают часть 2 статьи 4 №223-ФЗ.
ВС утверждает, что, признавая действия ПАО «Ростелеком» нарушающими требования антимонопольного законодательства, суды исходили из отсутствия у заказчика полномочий по ограничению прав участников закупки на привлечение для выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг, соисполнителей либо субподрядчиков. Между тем, ВС подчеркивает, что данный вывод не основан на положениях №223-ФЗ. По мнению ВС, не установлено, что условие документации о недопустимости привлечения исполнителем субподрядчиков или соисполнителей было включено для того, чтобы обеспечить победу в запросе предложений конкретного хозяйствующего субъекта. Или призвано иным способом ограничить доступ хозяйствующим субъектам к участию в запросе предложений.
Таким образом, указанное ПАО «Ростелеком» в документации о закупках условие соответствует требования №223-ФЗ и не повлекло ограничение конкуренции. При таких обстоятельствах пункты 2 оспариваемых ненормативных актов ФАС России подлежат признанию недействительными. (Дело № А40-60408/2016)