Порталу Reformafas.ru стало известно о возможной скорой отставке руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева. В качестве «отступного» ему может быть предложен пост губернатора Ленинградской области. Слухи об отставке Артемьева появляются уже не первый раз. В частности, летом 2008 года, Владимир Путин, тогда в должности Премьер-Министра, публично пригрозил кадровыми решениями за рост цен на бензин. В 2009 году, когда разгорелся кризис в Пикалево, спровоцированный дружбой руководства ФАС с монополистом ОАО «Фосагро», в 2012 г. после «рокировки» смены Правительства в каждом из перечисленных случаев судьба Артемьева, казалось бы, решена, но ему удавалось сохранить свой пост. Поэтому и сегодня разговоры в Администрации могут окончиться ничем. Игорь Артемьев занимает свою должность с марта 2004 г., являясь одним из долгожителей в структурах исполнительной власти. Он — единственный из руководителей антимонопольных органов, имеющих рейтинг Global Competition Review, у которого не срочный. а бессрочный контракт.
Под руководством Артемьева ФАС вышла из сонного состояния и превратилась в пожалуй, главный экономический регулятор, усилив свое влияние на конкуренцию с помощью оборотных штрафов, уголовных статей и ужесточения законодательства, и добавив к имеющимся полномочиям по контролю за рекламой контроль госзаказа, закупки госкомпаний и естественных монополий, контроль иностранных инвестиций в стратегические отрасли, регулирование тарифов и гособоронзаказ (итого контроль по почти четверти сотни федеральных законов).
Однако рассматривавшийся поначалу как лучший руководитель антимонопольных органов России за всю их историю, начиная с 2010 года Артемьев стал подвергаться все большей критике как со стороны экспертного и предпринимательского сообщества, так и со стороны Президента, Премьера, Аппарата Правительства, Счетной палаты.
Колоссальные полномочия при Артемьеве все чаще используются не для развития конкуренции и пресечения монополизма, а для преследования малого и среднего бизнеса и даже набивания собственного кармана. ФАС заняла 1 место в рейтинге самых коррумпированных органов власти. При Артемьеве возникла такая абсурдная практика, как обвинения малого бизнеса в «монополизме». Символом политики преследования малого бизнеса стало дело о «картеле» батутов. Несмотря на то, что это дело вызвало вал насмешек в адрес ФАС, Артемьев не только не признал ошибку, но и заявил, что продолжает считать установление одинаковых цен в 50 руб. за прыжки на батутах мошенничеством. Помимо батутов – «монополист»-автомойщик со «сверхприбылью» 15 тыс. руб., «картель» мужа и жены фермеров, кинотеатр-«монополист» по попкорну, сотни ТСЖ «монополистов» в границах собственного дома или чердака, индивидуальных предпринимателей – «энергетических» монополистов в границах собственных проводов… В целом, из всех дел ФАС по картелям 2/3, а по злоупотреблению доминированием 40% приходится на МСП. Ситуация не сильно меняется даже после принятия (под нашим давлением) закона об «иммунитетах» для МСП от антимонопольного контроля – Артемьев сделал все, чтобы сохранить себе лазейки в виде возможности признания МСП «картелистами» и «естественными» монополиями.
ФАС под его руководством согласовала все крупные слияния, однако собственную ответственность за рост монополизма Артемьев не признает, обвиняя в ухудшении конкуренции государство и Правительство. Желание уйти от ответственности понятно – согласование всех слияний под руководством Артемьева означало, например, что все основные рынки оказались монополизированными. Результат – цены на практически все основные производимые в стране сырьевые товары оказались выше мировых. Это не дало подняться российской обрабатывающей промышленности. Также ФАС согласовывала почти все недружественные поглощения крупными компаниями средних. Например, только за 2011 год было согласовано поглощение 200 независимых АЗС крупнейшими вертикально-интегриваронными компаниями. Монополизация рынка бензина не давала ценникам на заправках падать даже при кратном снижении мировых котировок на черное золото.
Артемьев не скрывал политику двойных стандартов по отношению к российскому малому бизнесу и иностранным корпорациям. Если в США 90%, то у нас 0,5%. Некоторые эксперты открыто называют его иностранным агентом. Активное возбуждение дел против иностранных компаний (дело против Google, Apple) началось только в самое последнее время.
При этом ФАС продолжает преследовать средние отечественные ИТ-компании, выходящие на внешние рынки (дела против ОАО «Монокристалл», ЗАО «Катод», ЗАО «Аргус-СПЕКТР», ЗАО «Вяземский машиностроительный завод», ОАО «Доктор ВЭБ», ОАО «Ангстрем», ЗАО «Уральские радиостанции». Эксперты отмечают, что ФАС прямо или косвенно действует в интересах иностранных конкурентов российского ИТ-бизнеса, многие дела открыто называют заказными. Иногда такие дела возбуждаются сразу после внесения российского предприятия в санкционный список США, или сразу после завоевания ими достоянных позиций на мировом рынке, или после того, как наши компании стали делать продукцию дешевле и качественнее зарубежных аналогов. Такие дела нанесли непоправимый вред экономике и инновационному развитию нашей страны, зато им рукоплескали иностранные антимонопольные юристы.
При Артемьеве в ФАС сформировалась «палочная» система. Стало важным не оздоровление ситуации на рынке, и даже не сумма собранных штрафов, а банальное число дел. При Артемьеве число дел в ФАС выросло на порядок до более чем 60 тыс. в год. По самым важным составам дел возбуждается больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Погоня за «палками» — это не только дела против МСП, но и бессмысленные мелкие дела против крупных компаний. Например, против РЖД ФАС возбуждал дела за то, что в фирменных поездах стали заправлять постельное белье, и пустили скоростные электрички (якобы это нарушает права отдельных потребителей, желающих ехать без белья или медленно). Против «Почты России» — за невыдачу посылки по доверенности, против энергокомпаний – за не уведомление о плановом ремонте, против коммунальных – за отключение горячей воды на 5 часов. Занимаясь подобной чепухой, ФАС при Артемьеве закрывал глаза на реальные злоупотребления крупных компаний, а часто и покрывал их, поскольку его подчиненные, курирующие ключевые отрасли, давно срослись с курируемыми компаниями.
При Артемьеве ФАС действительно стал наказывать бизнес крупными штрафами. Однако самые большие из них (по бензиновым делам) были наложены и взысканы по прямому поручению Президента. А после были без труда переложены на потребителей бензина при попустительстве ФАС. Ведь только после девальвации 2014-15 гг. бензин в России стал стоить чуть дешевле, чем в США, но судя по динамике последних месяцев, скоро опять их обгонит. А сравнения с нефтеэкспортерами из Персидского залива лучше даже не проводить. Но работая вне режима ручного управления Путина, ФАС неспособна добиваться взыскания штрафов с монополистов. По данным Счетной палаты, собираемость штрафов в ФАС составляет всего 16%. В чьих карманах оседают остальные 84%, остается только гадать.
Артемьев и его подчиненные заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский и нынешний замминистра связи Михаил Евраев являются создателями уродливой системы госзаказа в России. Ее смысл сводится к тому, что контролируется не результат, не смысл закупки, а мелочные процедурные вопросы. И если в развитых странах важно, чему и как школы учат, а больницы лечат, то в России — по какой процедуре они покупают мебель и скрепки. Созданная руководством ФАС система привела к чудовищной коррупции в госзаказе, чрезмерное распространение, по инициативе ФАС, аукционов на услуги и сложные товары в 2006-2013 гг. привело к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. Теперь эту же систему другой ставленник Артемьева — замруководителя ФАС Максим Овчинников — «успешно» внедряет в гособоронзаказе. Символом госзаказа стало дело ФАС против детского сада. Детский сад №82 Санкт-Петербурга был обвинен ФАС в нарушении закона о госзакупках на том основании, что при проведении конкурса на услуги по организации питания, заказал услугу целиком, то, что называется услуги кейтеринга. ФАС посчитал, что морковку, капусту и картошку для супа надо заказывать отдельно. Детсад смог найти защиту только в Высшем арбитражном суде РФ, который признал решение ФАС незаконным.
Под «надежным» контролем Артемьева иностранные фармкомпании и производители медоборудования (зачастую дорогостоящего и бессмысленного) монополизировали рынок поставки для бюджетных учреждений системы здравоохранения. Кстати, сейчас Артемьев пытается убедить Правительство и Президента, что он с ними борется, и даже просит право на принудительный отъем лицензии якобы для обеспечения поставок в страну лекарств, которые иностранная фармкомпании поставлять нам не хочет. Но зная статистику дел ФАС и связи Артемьева с иностранными ТНК, можно с уверенностью предположить, что лицензии и патенты будут отбираться в первую очередь у отечественных разработчиков. Особое внимание Артемьев и его подчиненные Цариковский и Евраев уделяли строительству. Не только выполняя поручения свыше, но инициируя целый ряд законодательных изменений и постановлений Правительства, в т.ч. о переводе «стройки» на аукционы. Результат знает вся страна – такого чудовищного воровства, как на госстройках, нет ни в одной сфере госзаказа. Объем ввода дорог с твердым покрытием за счет бюджетных средств упал почти в 10 раз по сравнению с 1980-ми гг., и даже по сравнению с лихими 1990-ми – в 3-4 раза. А ФАС отчиталась о наложении штрафов за нарушения в строительстве на сумму, эквивалентную цене одной трехкомнатной квартиры. Некоторый прогресс в дорожном строительстве в самые последние годы скоро сойдет на нет – в мае 2016 г. Артемьев пролоббировал возврат торгов по строительству на аукционный принцип.
Артемьев публично признал, что созданная им система контроля госзаказа не имеет аналогов в мире. Суть ее – в бессмысленном процедурном контроле вместо контроля результата, формирование класса посредников и однодневок в госзаказе, которые связаны с контролерами из ФАС. Более того, наш анализ показал, что ФАС проводит политику «отрицательной селекции», возбуждая дела по торгам, где падение цены и число участников выше, а конкуренция жестче, чем в среднем по контрактной системе. При этом, ¾ дл ФАС по госзаказу приходятся на мелкие закупки.
Специалисты называют Артемьева одним из самых главных водочных и пивных лоббистов во власти. Идея вернуть пиво и табак в ларьки вновь забрезжила на горизонте. Одним из двигателей является ФАС, по мнению ведомства ларьки много потеряли с запретом распространения алкогольно-табачной продукции. ФАС готова сама выступить инициатором такого предложения. 25 июня 2013 года в стенах ФАС было проведено заседание рабочей группы Экспертного совета по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (организовано профильным Управлением Центрального аппарата, которое курирует замруководителя ФАС Алексей Доценко), на котором присутствовал представитель посольства США А.Н. Путий. При этом, на заседании не было ни одного представителя пивоваренных компаний, имеющих российских бенефициаров.
ФАС предлагала отменить региональные запреты на продажу алкоэнергетиков. Ранее ФАС выступала против региональных властей, запрещающих реализацию алкогольных энергетических напитков и коктейлей на своей территории, подавая на губернаторов судебные иски и возбуждая против них дела. (Дела № А32-2671/2013 и № А40-135073/2012).
ФАС возбудила дело в отношении губернатора Амурской области Олега Кожемяко за ограничение продажи алкоголя во время масштабного наводнения 2013 года. Постановление губернатора №240 от 22.08.2013 «О розничной продаже алкогольной продукции в Амурской области» ввело ограничения на продажу алкоголя в ряде городов и районов области на период действия чрезвычайной ситуации.
Управлением потребительского рынка Администрации г. Ханты-Мансийска в июне 2013 года в адрес руководителей предприятий торговли было направлено письмо, в котором на период проведения торжественных мероприятий и выпускных вечеров рекомендовано временно приостановить реализацию алкогольной продукции. Тем большее удивление вызывает позиция ФАС, которая, прикрываясь идеями защиты конкуренции, готова спаивать даже подростков. ФАС возбудила дело против Администрации города по «признакам устранения конкуренции путем ограничения продажи алкоголя».
В опубликованном докладе ФАС о состоянии конкуренции в РФ за 2015 год содержится предложение о введении в оборот недорогой водки путем снижения минимальной розничной цены на водку до 100 руб. Сегодня МРЦ составляет 220 руб. А его подчиненные (заместители Алексей Доценко и Андрей Цариковский) лоббировали даже такой сомнительный бизнес, как сутенерство.
К сожалению, наша власть не готова проводить следствие по вышеуказанным эпизодам. Не говоря уже о том, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный им экономике страны, а ущерб этот исчисляется десятками миллиардов долларов. В лучшем случае вредительство Артемьева будет прекращено путем предоставления ему почетного поста, вроде губернатора Ленинградской области. Можно только посочувствовать ее жителям, которые получат вместо поддержки малого бизнеса его закошмаривание, зато получат дешевую водку, что превратит регион, и без того входящий в ТОП-3 по сверхсмертности, в кладбище и засилье иностранных корпораций в регионе.