Источник изображения

Представители четырех крупных электронных торговых площадок (ЭТП) направили в Правительство обращение, в котором выражается крайняя обеспокоенность действиями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Министерства финансов по монополизации рынка электронных торгов.

Обращение подписали ОТС, АО «Биржа СПБ», АО «ЭСТП» и ООО «ЭТП» (последняя является площадкой «Ростеха» и «Транснефти»). Все подписанты не входят в перечень из 8 так называемых «федеральных» ЭТП, допущенных к электронным госзакупкам в рамках №44-ФЗ, но являются активными игроками на рынке частных электронных торгов и торгов госкомпаний, работающих по №223-ФЗ.

В обращении, в частности отмечается, что ФАС и Минфин выстраивают административные барьеры для развития рынка, вводят искусственные ограничения для входа новых инновационных игроков, последовательно осуществляют административный передел в пользу олигополии из 8 «отобранных ЭТП» в ущерб всем остальным.

При этом, по мнению авторов обращения, 6 из 8 «федеральных» ЭТП были отобраны без конкурса, а еще 2 были допущены, исходя только из общей суммы проведенных ими закупок, без учета количества заказчиков и количества проведенных закупочных процедур. При таком подходе к отбору смогли пройти лишь ЭТП, проводящие закупки ПАО Газпром и ПАО Роснефть.

Двойные стандарты ФАС и Минфина (точнее, отвечающей в ведомстве за регулирование закупок Татьяны Демидовой, экс-сотрудницы ФАС, которая, по мнению экспертов, продолжает проводить линию Игоря Артемьева, и подчиняется скорее ему, чем Антону Силуанову) проявляются постоянно. Ратуя за конкуренцию, они своими действиями ее постоянно ограничивают, подыгрывая крупным монополиям или создавая для них преимущественные условия.

Так, после перевода закупок госкомпаний у МСП на те же «федеральные» ЭТП число заявок снизилось с 1,52 до 1,36 в расчете на 1 закупку, то есть конкуренция снизилась. Вытеснение частных ЭТП ведет к падению качества, жалоб на работу «федеральных» площадок, по данным авторов обращения, в 6 раз больше в расчете на 10 тыс. закупок, чем у не прошедших отбор и вынужденных работать в жестких конкурентных, а не тепличных условиях.

В планах ФАС – перевести все закупки по №223-ФЗ на «федеральные» ЭТП. Делается это якобы под предлогом того, что зачастую госкомпании создают «карманные» ЭТП, и поставщикам трудно работать с десятками площадок. Но эта проблема уже в значительной степени решена. Например, все действующие сейчас электронные площадки по продаже имущества банкротов получили аккредитацию после проверки Минэкономразвития и вступили в саморегулируемые организации (СРО), где созданы компенсационные фонды для возмещения вреда.

Наконец, можно пойти по пути установления технических требований к ЭТП. Тогда количество площадок, удовлетворяющих этим требованиям, определится в результате конкурентной борьбы. Но чиновникам ФАС такой разумный и естественный путь очень неудобен, наши чиновники очень любят проводить отборы и самостоятельно решать, сколько игроков на рынок допустить. Примечательно, что навязав всей стране неудобные и противоречащие мировому опыту и здравому смыслу правила торгов по №44-ФЗ, сами ФАС и Минфин хотят проводить ничем не регламентированные «отборы» площадок.

Но планы ФАС и Демидовой идут еще дальше. 8 «федеральных» ЭТП для них тоже много, в их мечтах – превратить олигополию в монополию одной, максимум – трех площадок. Именно потому ФАС и Демидова так отстаивает положения Постановления Правительства №656 от 8.06.2018, согласно которым «федеральные» ЭТП должны обеспечить одновременно 5% от количества и 5% от объема закупок. Другими словами, площадки, имеющие долю рынка менее 5%, будут из перечня исключены. При замыкании всех закупок как по №44-ФЗ, так и по №223-ФЗ и даже по всем регулируемым торгам, это будет означать потерю бизнеса.

Эта норма аналогична тому, как если бы малый бизнес и компании с небольшой долей рынка принудительно ликвидировались. Логика на грани абсурда или ленинского безумия (он тоже мечтал монополизировать всю экономику, превратив ее в единую фабрику. Логика, ничего общего не имеющая конкуренцией, которую ФАС обязан в рамках своих должностных обязанностей защищать. Поэтому в рамках «регуляторной гильотины» рабочая группа от бизнес-сообщества выступила с предложением исключить данные нормы из Постановления №656.

Норму в 5% по обоим показателям гарантированно преодолевают пока только 3 из 8 «федеральных» ЭТП. И только слепой не заметит последовательного лоббирования ведомством Игоря Артемьева его давнишнего друга Германа Грефа и площадок Сбербанка (ЗАО «Сбербанк-АСТ» и ООО «АСТ-ГОЗ»). Вспомним, что фактически без отбора, была назначена специализированная ЭТП для закрытых торгов ООО «АСТ ГОЗ», на которой, несмотря на многочисленные нарекания профильных министерств, ведомств и госкрмпаний, теперь монопольным образом проводятся закупки в рамках гособоронзаказа.