Наша цель – перезагрузка антимонопольной политики в интересах экономического роста России. Для этого необходимо решение следующих зачач:
1. Антимонопольная политика изначально создавалась и до сих пор рассматривается как средство защиты малого бизнеса и потребителей от злоупотреблений со стороны крупных корпораций. Поэтому с антимонопольным преследованием малого бизнеса будет покончено. Не только субъекты малого, но и среднего бизнеса получат законодательный «иммунитет» от обвинений в «монополизации» (в границах пекарни, автомойки и батута) – злоупотреблении доминированием и заключении «антиконкурентных соглашений». Малый и средний бизнес будет твердо уверен – если он не является субъектом естественной монополии, не сговаривается на торгах или с чиновниками, антимонопольный орган не будет предъявлять ему претензий.
2. Антимонопольная политика должна быть согласованна, а не идти вразрез, с экономической, промышленной, демографической политикой: конкуренция важна не сама по себе, а как средство повышения благосостояния, то есть экономического роста и роста населения. С антимонопольным преследованием инновационных компаний, экспортеров готовой продукции будет покончено. Антимонопольный орган прекратит выдвигать инициативы по продвижению алкогольной и табачной продукции под видом развития конкуренции. Инициативы региональных властей и Минздрава по ограничению оборота алкогольной продукции не будут блокироваться. Ответственность за незаконную рекламу алкоголя, табака и абортов будет ужесточена и жестко пресекаться.
3. Антимонопольная политика должна активно использоваться для повышения конкурентоспособности отечественных компаний. Иностранных инвесторов, развивающих производство в России, следует приветствовать, но с политикой двойных стандартов, когда на нарушения иностранных компаний смотрят сквозь пальцы, а обычная коммерческая практика российских компаний карается, будет покончено.
4. Антимонопольный орган должен прекратить вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов и начать защищать конкуренцию, а не интересы отдельных конкурентов. Концентрация на делах против ограничения конкуренции должна повысить качество антимонопольной политики.
5. Должно быть дано четкое и недвусмысленное определение понятия «картель», которое будет отделено от понятия «горизонтальные соглашения» на уровне закона. Это снимет риски создания совместных предприятий и производств, проектов по совместным НИОКР российского бизнеса, которые сейчас находятся под угрозой быть обвиненными в картеле. Это снимет барьер на пути развития отечественных обрабатывающих и наукоемких производств.
6. Все соглашения компаний с суммарно незначительной долей рынка (до 20%), за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах, должны быть признаны допустимыми, как уже давно сделано в ведущих странах. Это позволит ФАС России сконцентрироваться на пресечении соглашений крупных компаний, имеющих большую долю рынка. Средний бизнес и компании с небольшими рыночными долями смогут смело вступать в любые соглашения, кроме картельных, не боясь санкций. Это усилит кооперацию в отечественном бизнесе.
7. Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства (картели, включая сговор на торгах) должна быть отменена, что соответствует системе континентального права, принятой в России. Для пресечения нарушений на торгах должны эффективнее использоваться иные статьи УК (мошенничество и т.д.). Должны прекратиться попытки наделить антимонопольный орган полномочиями по оперативно-розыскной деятельности, дознанию и т.д. При этом, взаимодействие с правоохранительными органами должно быть усилено. Проверки антимонопольного органа должны быть регламентированы, незаконные способы добычи информации должны быть пресечены.
8. Должна быть сформирована система коллективных исков по европейской модели (8 пункт) (с ограничением гонорара успеха для адвокатов и кратности компенсации для недопущения произвола) для компенсации полученного потребителями ущерба от нарушений антимонопольного законодательства и закона о защите прав потребителей.
9. Должна быть разрешена запрещенная в России конкуренция брендов (сравнение с товарами конкурента, не порочащая его честь, достоинство и репутацию). Российские товаропроизводители тогда получат возможность более агрессивно продвигать свои бренды и потеснить глобальные транснациональные корпорации, захватившие российские рынки.
10. Должна быть ограничена свобода действий чиновника в определении непристойной и оскорбительной рекламы, что также развяжет руки отечественному бизнесу в проведении рекламных кампаний.
11. Концепция «внутрибрендовой» конкуренции должна быть заменена на межбрендовую. Антимонопольный орган не должен заставлять дилеров одного и того же производителя конкурировать между собой. Российские производители смогут спокойно развивать свои дилерские сети и продвигать на рынок свои товары.
12. Политика защиты конкуренции должна быть ориентирована на снятие административных барьеров и облегчение входа на рынок. Должен быть усилен контроль за распределением ограниченных ресурсов, земельных участков. Ситуация, когда размер собранных штрафов за сговоры при распределении участков под строительство не превышает цены четырехкомнатной квартиры в Москве, неприемлем.
13. Государственные компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия в конкурентных секторах экономики должны быть преобразованы и приватизированы. При этом, должен быть установлен временный запрет на переход указанных предприятий в собственность иностранцев. Размер лотов должен быть сформирован таким образом, чтобы, без ущерба для технологической цепочки, не создать частные монополии взамен государственных. Цель приватизации должна быть сформулирована как передача государственных активов в первую очередь малому и среднему бизнесу. Антимонопольный орган должен будет внимательно следить за процедурой приватизационных торгов.
14. Мелочный процессуальный контроль над процедурой торгов в госзакупках и закупках регулируемых и государственных компаний должен быть отменен. Вместо этого должен быть усилен финансовый контроль, контроль за результатами закупок и за сговорами на торгах. Процедурный контроль за закупками на текущие нужды учреждений бюджетной сферы должен быть устранен немедленно – вместо этого будут контролироваться значимые для граждан результаты деятельности школ, больниц и детсадов.
15. Участие малого бизнеса в госзакупках должно быть упрощено в части процедуры и регламентации мелких закупок, сняты или снижены требования к обеспечению или банковской гарантии для добросовестных участников закупок, ужесточены сроки оплаты по госконтрактам.
16. Мелочный, не влияющий на ситуацию процедурный контроль за госзакупками должен быть заменен системными мерами, устраняющими как возможности для нарушений, так и необходимость мелочного контроля, для чего в закон о контрактной системе должны быть внесены следующие изменения:
- разрешены закупки у нескольких участников, а не только у победителя. Ничто так не ограничивает конкуренцию малого бизнеса в госзакупках, как правило «победитель торгов получает все», при том, что в ведущих странах и российском частном бизнесе широко распространены закупки у нескольких участников: принципы 60/40 (60% заказов – победителю торгов, 40% — занявшему 2 место), аналогично закупки у трех, пяти и более участников;
- расширена практика прямых договоров, в т.ч. долгосрочных с непосредственным производителем – вместо абсурдной конкуренции посредников. Именно производитель может обеспечить максимальную скидку при гарантии качества и сроков поставок;
- разрешены конкурентные переговоры (под видеозапись для избегания коррупционных рисков) в т.ч. с единственными поставщиками. Это позволит снижать цену по закупкам у единственного поставщика;
- разрешено закупать биржевые товары на биржах. Это исключит абсурдную ситуацию покупки оптом дизтоплива для государственных нужд по ценам выше розничных;
- разрешена переторжка, что позволит оперативно снизить стоимость контракта после определения победителя при вновь открывшихся обстоятельствах;
- льготы и привилегии чиновников, за исключением первых лиц государства, пересмотрены и частично монетизированы. По заработной плате и оставшимся льготам установлены единые нормативы. Закупки предметов роскоши для чиновников прекратятся.
Все вышеуказанное выведет из сферы госзаказа значительную часть сомнительных структур и посредников, снизит коррупцию. В госзаказ придет малый бизнес и непосредственные производители.
17. Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба совместно с отраслевыми министерствами начнут реализацию планов развития конкуренции в соответствующих отраслях экономики.
18. Законодательно должен быть установлен принцип индексации тарифов «инфляция минус 1%». Некоторые локальные сети и ряд других отраслей (пути не общего пользования, речные порты за исключением Арктики) должны быть выведены из-под понятия естественной монополии. Это расчистит дорогу для развития новых производств, бизнеса и технологий (например, альтернативной энергетики) и снизит тарифы.
19. «Палочные» элементы в системе оценки сотрудников, руководителей структурных и территориальных подразделений антимонопольных органов, стимулирующие возбуждать как можно больше мелких дел, должны быть устранены. Оценка должна базироваться на двух понятных показателях – независимых опросах граждан и предпринимателей о состоянии конкурентной среды и размере предотвращенного ущерба от монополизации. Место ФАС в рейтинге журнала «Global Competition Review», основано на опросах юристов (заинтересованная сторона, от «силы» ФАС зависит их гонорар). Для оценки будут использованы составляющие индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума – «эффективность антимонопольной политики» и «степень монополизации рынков». Россия вместо неприемлемых восьмидесятых-сто вторых мест поднимется в ТОП-20 стран.
20. Должно быть уделено большое внимание повышению оплаты труда, социальных гарантий (сейчас на одном из самых низких мест среди федеральных органов власти) и расходов на аналитические исследования антимонопольных органов (за счет сокращения численности это не приведет к дополнительным расходам бюджета). Это снизит коррупционные риски и текучесть кадров. Для высшего руководства ФАС и его территориальных органов должен быть введен принцип обязательной ротации – не более 5 лет на своем посту. Каждый сотрудник должны будет обладать индивидуальным планом развития карьеры. Антимонопольный орган опять превратится в место, где интересно, комфортно и престижно работать.
21. Ввести обязательную ротацию руководства ФАС.
22. Ситуация, когда ФАС согласовывает все без исключения крупные слияния, недопустима. Необходимо перейти к практике отказов в согласовании крупных слияний, ограничивающих конкуренцию. Также широко использовать структурные предписания (продажа части активов, передача технологий) при крупных слияниях, вместо поведенческих, которые не оказывают положительного эффекта для потребителей. Начать практику принудительного разделения крупных компаний, прежде всего с госучастием.
23. Резко сократить число ключевых показателей эффективности (КПЭ) ФАС и упростить систему оценки. Отказаться от такого ключевого показателя эффективности (КПЭ) для должностных лиц и структурных подразделений ФАС как доля выигранных дел в суде, поскольку это стимулирует сотрудников возбуждать как можно больше простых дел или дел против небольших компаний, не имеющих ресурсов на судебную защиту, и не браться за сложные дела. При этом доля выигранных дел в суде может остаться как КПЭ ФАС в целом и по отдельным видам регулирования. Установить в качестве основных КПЭ:
— результаты независимых опросов предпринимателей и потребителей о состоянии конкуренции, сфер регулирования и деятельности ФАС в целом;
— размер предотвращенного ущерба от нарушений антимонопольного законодательства.
24. Ввести обязательное согласование с органами прокуратуры всех без исключения внеплановых проверок, разработать совместно с Генпрокуратурой порядок проведения антикартельных проверок.
25. Обеспечить реальную прозрачность деятельности ФАС, опубликовать на сайте все решения ФАС России, особое внимание обратив на решение 2013 г. и решения по госзакупкам, наладить поиск по базе решений, формировать по решениям, обжалуемым в судах, весь пул документов (отзывы сторон, решения судов), аналогично базе арбитражных судов, перейти к запросам информации и документов в электронном виде