Федеральная антимонопольная служба (ФАС), известная своими законотворческими опусами, обрадовала общественность новой инициативой. Речь идет о введении нового вида административной ответственности для нарушителей самого гибкого, самого неоднозначного и широко трактуемого в мире — антимонопольного законодательства РФ — а именно блокировку доступа в Интернет. Напомним, что ФАС давно стала игрушкой в руках монополий, с которыми призвана бороться, и 90% дел по самым боевым статьям (картели) возбуждает против малого и среднего бизнеса. Кроме того, служба по оценкам является одной из самых коррумпированных, многие ее дела эксперты открыто называют заказными, и свыше 40% решений и предписаний ФАС суды признают незаконными.
Суть законопроекта: он устанавливает в КоАП РФ новый вид административного наказания – ограничение доступа к информационным системам и программам для ЭВМ. Это будет дополнительное наказание , которое могут назначать + к основному (например, штрафу).
В чем оно будет заключаться: в ограничении доступа к информационным системам и программам для ЭВМ, которые обеспечивают доступ и распространение информации в Интернете. НА срок до 90 суток. Блокировку будут осуществлять операторы связи под контролем Минкомсвязи.
Кого могут наказать: Оператора информационной системы, организатора распространения информации в Интернете, обеспечивающего функционирование таких информационных систем и (или) программ для ЭВМ.
За что могут наказать: за совершение административных правонарушений против порядка управления:
— за невыполнение предписания ФАС о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции решения, предписания ФАС о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий ( ч.2.1. ст. 19.5 КоАп РФ).
Кто назначает наказание: судья арбитражного суда.
По ходатайству оператора информационной системы, организатора распространения информации в сети «Интернет», обеспечивающего функционирование таких информационных систем, программ для ЭВМ судья в течение 10 рабочих дней может досрочно отменить ограничение, если обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены.
Также законопроект:
— Относит использование ценовых алгоритмов к отягчающим административную ответственность обстоятельствам за антиконкурентные соглашения, согласованные действия и незаконную координацию по ст. 14.32 КоАП РФ, то есть + 1/8 к базовому штрафу.
— Устанавливает административную ответственность за повторное невыполнение предписания ФАС о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам или решения, предписания ФАС о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий, и о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации с наказанием в виде дисквалификации до 3 лет для должных лиц, штрафа в двукратном размере суммы ранее наложенного административного штрафа (до 1 миллиона рублей), либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 2% от совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
При этом, ведомство Игоря Артемьева в пояснительной записке указывает, что ФАС России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» (5 ый антимонопольный пакет) и обеспечение исполнения требований антимонопольного законодательства в условиях цифровых рынков должно также обеспечиваться адекватными и соразмерными мерами и механизмами административной ответственности. Нарушения, связанные с использованием цифровых технологий, должны пресекаться методами и способами, учитывающими цифровизацию экономических процессов. С данным подходом ФАС нельзя согласиться, так как 5 ый АМП еще даже не принят, поэтому заранее устанавливать новый вид административной ответственности за не введённые требования законодательства представляется преждевременным и необоснованным. В пояснительной записке нет обоснования какую имеющую сейчас проблему решают предлагаемые меры.
Кроме того, действующим законодательством за невыполнение требований антимонопольного законодательства уже предусмотрена значительная административная ответственность в виде оборотных штрафов, что должно эффективно пресекать нарушения. Увеличение административных санкций для нарушителей в виде блокировки ресурса в Интернете может полностью блокировать деятельность предприятий в сфере ИТ- технологий, ущемить интересы не только компаний, но и потребителей их услуг.
Законопроектом ФАС также предлагает ужесточить административную ответственность юридических лиц за повторное невыполнение требований предписания, решения ФАС России.
Полагаем, что наказание за указанное правонарушение слишком суровым. Действующее законодательство предусматривают административную ответственность по части 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Повторное невыполнение требований предписания антимонопольного органа образует повторное административное правонарушение, которое также квалифицируется по ч.2.3 ст. 19.5 КоАП РФ с учетом обстоятельства повторности как отягчающего административную ответственность, по ст. 4.3 КоАП РФ, что влечет более строгое наказание. Также вызывает вопросы формулировка поправки, которая касается размера штрафа. За какие временные периоды будет рассчитываться сумма расходов правонарушителя для определения штрафа? Помимо этого, непонятно, как именно будет определяться размер штрафа от «суммы расходов правонарушителя на приобретение товара, на рынке которого совершено административное правонарушение…», и зачем вообще введен данный критерий.
Предлагаем помочь ФАС и предложить другие меры ответственности для малого бизнеса, помимо лишения доступа в Интернет, за невыполнение предписаний ФАС:
— лишение сладкого
— лишение доступа в туалет
— расстрел
Источник: Проект акта.