ФАС возбудила дело и оштрафовала ОАО «Хлебная база № 63» на 562 тыс. руб. за монопольно высокие цены на отгрузку зерна (п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ). Это экономисты считают, что монопольно высокие цены означают высокую рентабельность — при монопольно высоких ценах компания работала в убыток! Несмотря на это противоречие, суд ФАС поддержал.
ФАС установила, что за период с 11.01.2011 по 17.12.2012 стоимость услуг элеватора по приемке, подработке, сушке, хранению не изменилась, в то время как услуги по отгрузке зерна интервенционного фонда подорожали с 300 до 500 руб. Из пояснительной записки хозсубъекта к годовой бухотчетности за 2012 год следует, что основным видом деятельности общества в 2012 году является: хранение и переработка сельхозпродукции. Согласно Положению о порядке ценообразования для формирования базовой цены используется затратный метод ценообразования, при котором на производимую продукцию и услуги составляется калькуляция себестоимости продукции и услуг.
ФАС установила, что с 11.01.2011 по 14.12.2012 произошел рост тарифов: приемка зерна — на 5,5%; подработка зерна — на 18,6%; сушка зерна — на 20,2%; хранение зерна — на 20,3%; отпуск (отгрузка) зерна — на 66%.
Таким образом, значительный рост цены допущен только по услуге «отгрузка зерна» (66%), что противоречит учетной политике предприятия, т.к. отгрузка зерна не относится к основному виду деятельности (хранение и переработка сельхозпродукции).
При планировании хоздеятельности на 2013 год обществом в бюджет были заложены расходы на реконструкцию пылеосадочной шахты в размере 7 млн. руб.
При этом, в период с 15.12.2012 по 30.06.2013 в расчет фактической себестоимости оказываемых услуг включен капремонт пылеосадочной шахты — 7 млн. руб., который фактически в данном периоде не осуществлялся (далее – шахта, спорные расходы). В связи с чем Арбитражный суд Уральского округа отказал в отмене решения ФАС, но уменьшил штраф до 200 тыс. руб., т.к. оспариваемое правонарушение совершено в условиях убыточности деятельности хозсубъекта. При этом, осуществление деятельности по хранению зерна интервенционного фонда суд считает социально значимым, прекращение которого негативно скажется, в том числе, для обеспечения конкуренции на территории Оренбургской обл., а также создаст ограничения возможности регулирования цен на зерно и другие социально-значимые продукты. (Дело № А47-7675/2014)