Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Таким образом, суды отменили практически всю серию дел ФАС по «ограничению» конкуренции на рынке доступа к строительной сметной документации.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения ст. 16 №135-Ф3, выразившегося в заключении соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, на рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно- сметной документации.
31.08.2013 министерство и некоммерческая организация, являющиеся обладателями исключительного права на ТНСБ ТЕР-2001 совместно именуемые «Лицензиары», заключили лицензионный договор от 13.08.2013с КП РК «Дирекция «Стройзаказчик» и ООО «Госнорматив» именуемый в дальнейшем «Лицензиат».
В соответствии с условиями данного договора, министерство и НО «НАСИ» (Лицензиары) предоставили ООО «Госнорматив» (Лицензиат) простую (неисключительную) лицензию на право использования исходных баз данных.
В соответствии с п. 5.1 лицензионного договора от 13.08.2013 за право использования исходных баз данных, ООО «Госнорматив» (Лицензиат) ежемесячно не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, на основании Акта, предоставленного в порядке, определенном п. 5.2 договора, уплачивает КП РК «Дирекция «Стройзаказчик» вознаграждение (лицензионные выплаты) в размере, определяемом Приложением №1 к настоящему договору.
ФАС пришла к выводу о том, что противоправность действий Министерства выразилась в следующем:
территориальные сметные нормативы Республики Калмыкия (ТНСБ ТЕР-2001) размещены Министерством на официальном сайте в сети Интернет и имеют технические ограничения для копирования и распечатки, что препятствует свободному использованию данных документов;
созданные Министерством препятствия к свободному использованию данных документов заинтересованным хозяйствующим субъектам могут привести к необходимости обращения последних для получения соответствующих документов за плату путем приобретения специального программного продукта.
ФАС также пришла к выводу, что действия Министерства, НО «НАСИ» по заключению лицензионного договора от 13.08.2013 № ТГН/25/2013, определяющего порядок использования и распространения территориальных сметных нормативов Республики Калмыкия на платной основе, привели к тому, что хозяйствующие субъекты не могли и не могут использовать обязательную для применения информацию и вынуждены приобретать ее у конкретных лиц за определённую плату.
По мнению ФАС, НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив» приобрели возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия получения необходимой для осуществления деятельности в сфере строительства информации. Закрепление за НО НАСИ и ООО «Госнорматив» исключительных прав на базы данных дает по мнению ФАС указанным хозяйствующим субъектам неоправданные конкурентные преимущества, выраженные в наличии наиболее полного количества баз данных, содержащих сметные нормативы. А также получения их в приоритетном порядке, предоставления их в унифицированном формате.
Результатом стало особое положение НО «НАСИ» и связанных с ней хозяйствующих субъектов как исключительных обладателей информации, необходимой для составления сметной документации (сметных нормативов, индексов сметной стоимости, средних сметных цен). Что привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на вышеназванные товарные рынки.
ФАС пришла к выводу, что размещениее на официальном сайте Министерства документов (территориальные сметные нормативы Республики Калмыкия) в формате PDF ограничивает доступ (препятствует свободному использованию данных документов) хозяйствующих субъектов к использованию данного документа, так как имеют технические ограничения для копирования и распечатки документа.
По мнению суда, в данном случае доступность документа для ознакомления неограниченного круга лиц соблюдена, так как соответствующий текст доступен для прочтения, возможность копирования текста не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления пользователя с размещенной информацией. Кроме того, копирование может быть осуществлено в том числе путем преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов и т.д.
По мнению суда, ФАС не представила доказательства, подтверждающие связанность действий Министерства в формате PDF с действиями НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив». ФАС не установила, в чем конкретно в рассматриваемом случае выразился согласованный характер действий каждого из привлеченных лиц. НО «НАСИ» является хозяйствующим субъектом и не имеет публичных полномочий и публичной власти по опубликованию территориальных сметных нормативов или оказания содействия в их опубликовании. Приобретение НО «НАСИ» прав лицензиата на использование базы данных территориальных сметных нормативов Республики Калмыкия (ТЕР-2001) и последующее их распространение в соответствии с заключенным лицензионным соглашением является обычной хозяйственной деятельностью и не связаны с действиями министерства по опубликованию сметных нормативов. По мнению суда, действия министерства и НО «НАСИ» не соответствуют интересам друг друга, не вызваны действиями друг друга и заранее не были известны друг другу. (Дело № А22-1034/2017)