Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга (НО «НАСИ», г. Москва), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против НО «НАСИ» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок по разработке и реализации сметных нормативов, а также на рынке создания программ для ЭВМ, используемых при работе со сметными нормативами.
Также ФАС указывает, что заключение вышеуказанных договоров между НО «НАСИ», Филиалом ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике и ООО «Госнорматив» привело к тому, что конечные пользователи могут использовать территориальные сметные нормативы (ТСН), индексы, дополнения только путем приобретения специального программного продукта, который позволяет осуществлять расчет стоимости строительной продукции и услуг с использованием ТСН. При этом, как далее указывает ФАС, исходя из вышеуказанных договоров, такую информацию могут представить только: НО «НАСИ», Филиал ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике, ООО «Госнорматив», либо лица, получившие лицензию (сублицензию) на право пользования базами данных, содержащих сметно-нормативные и информационно-справочные материалы по ценообразованию за определенное лицензионное вознаграждение.
По мнению суда, из текста обжалуемого решения ФАС не следует, а заинтересованным лицом не представлено доказательств, что опубликованная информация о территориальных сметных нормативах Чеченской Республики не доступна пользователям для ознакомления, либо для целей ознакомления требует использования программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы и т.д.
Вывод ФАС об ограничении функции копирования текста как подтверждение отсутствия информации о территориальных сметных нормативов Чеченской Республики в общем доступе отклонены судом, поскольку главным критерием доступности документа является возможность ознакомления с его содержимым. В данном случае доступность документа для ознакомления неограниченного круга лиц соблюдена, так как соответствующий текст доступен для прочтения, возможность копирования текста не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления пользователя с размещенной информацией. Кроме того, копирование может быть осуществлено в том числе путем преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов и т.д.
Более того, суд пришел к выводу, что распространение территориальных сметных нормативов Чеченской Республики, в том числе их опубликование на официальном сайте в сети «Интернет» или иных источниках является прерогативой уполномоченных органов, в данном случае — Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики. НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив», будучи хозяйствующими субъектами, не осуществляют распространение территориальных сметных нормативов Чеченской Республики. На них не возложена публичная обязанность опубликования территориальных сметных нормативов Чеченской Республики или оказания содействия в их опубликовании.
Таким образом, суд утверждает, что законом установлена правовая охрана прав автора и иных лиц, обладающих исключительным правом на базу данных. Наличие у НО «НАСИ» и Филиала ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике исключительных прав на базу данных не может являться обстоятельством, нарушающим права третьих лиц, заинтересованных в использовании такой базы данных или сметных нормативов, составляющих ее содержание, или ограничивающим конкуренцию. (Дело № А77-181/2017)