Четвертый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Это очень важное решение, ведь формально ООО «ИЦ «Иркутскэнерго» является частной компанией, и суд не дал ФАС вмешаться в ее закупки под предлогом «ограничения конкуренции». Руководство ФАС в лице Игоря Артемьева демонстрирует явное стремление влезть в закупки частных компаний – ведь любой выбор победителя можно трактовать как ограничение конкуренции (хоть кого-то да ограничили), что открывает колоссальные возможности для произвола и коррупции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «ИЦ «Иркутскэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 №223-ФЗ и части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в нарушении конкуренции в ходе соответствующего запроса предложений, а также не обеспечение признания победителя, предложившего лучшие условия исполнения договора с точки зрения уровня квалификации.
21.02.2017 размещено извещение № 31704817590 о проведении закупки способом открытого запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников ООО «ИЦ «Иркутскэнерго», а также документация о закупке.
САО «ВСК» в жалобе от 28.02.2017 указало, что в пункте 12 документации о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников ООО «ИЦ «Иркутскэнерго» заказчиком установлены следующие критерии оценки и сопоставления предложений (заявок) на участие в закупке:
— наличие кредитного рейтинга Standard&Poor´s по международной шкале не ниже ВВВ (+/-);
— опыт работы страховой компании на российском рынке;
— наличие у страховой компании от 10 и более собственных клиник, медицинских центров;
— дополнительные предложения по оказанию страховых услуг, заявленные участником и соответствующие его нормативным документам, расширяющие страховое покрытие кроме тех, которые указаны в проекте контракта;
— исключения из страхового покрытия, события не являющегося страховым случаем, основания для отказа в выплате страхового возмещения и т.п., в соответствии с нормативными документами участника размещения заказа.
По мнению суда, фактически САО «ВСК» считает незаконными требования документации о закупке в части конкретных критериев оценки. Поскольку они не связанны с качеством оказания услуг, и при этом влекут ограничение потенциальных участников данной закупки. Другими словами, суд утверждает, что САО «ВСК» указывает на нарушение ООО «ИЦ «Иркутскэнерго» требований №135-ФЗ, выразившегося в установлении критериев, ограничивающих доступ к участию в торгах.
По мнению суда, подобное нарушение (даже если признать, что оно имело место в действительности) не подпадает ни под одно из нарушений, поименованных в части 10 статьи 3 №223-ФЗ, и, следовательно, его наличие или отсутствие не может устанавливаться в административном порядке.
Учитывая, что в рамках настоящего спора подлежат применению положения №223-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным ввиду отсутствия у ФАС полномочий на рассмотрение жалобы САО «ВСК» в связи с отсутствием в ней обоснованных доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 №223-ФЗ. (Дело № А19-9756/2017)