141547_600

В конце декабря 2016 года, Минсельхоз опубликовал на портале regulation.gov.ru для проведения оценки регулирующего воздействия два проекта постановлений Правительства РФ «О внесении изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085» в части уменьшения критерия стоимости при оценке заявок при госзакупках питания и «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186» в части установления размера цены контракта в 500 тыс. рублей, при которой или при превышении которой могут быть изменены по соглашению сторон существенные условия контракта на оказание услуг общественного питания. Публичное обсуждение продлится до 18 января 2017 года. Благодаря этим документам появятся возможности борьбы с демпингом на торгах и пересмотра контрактов на сумму до 0,5 млн. руб. При принятии этих документов критерий стоимости при оценке заявок понизят до 30%, при этом на сегодняшний день этот критерий для закупок продуктов питания и услуг организации питания составляет 70% и 60% соответственно. Все мы прекрасно знаем, что низкая цена при закупках питания объясняется низким качеством сырья или неправильными расчетами предпринимателей. Также в случае изменения цены контракта при закупках питания на 0,5 млн. руб. и более можно будет пересматривать условия контракта. Эти изменения коснуться только госзакупок, то есть школы и больницы, детские лагеря и пансионаты смогут закупать более качественные продукты. При этом изменения условий будут возможны в случае невозможности исполнения по независящим от сторон причинам и это позволит сельскохозяйственному бизнесу получить преимущества, ведь на сегодняшний день сельхозпредприятия вынуждены исполнять контракты несмотря на изменение цен на товары из-за погодных или других нештатных ситуаций. В случае принятия этих изменений, ориентировочная дата вступления в силу с июня 2017 года.
Источник: MilkNews.ru

При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) давно стремится перевести весь госзаказ на аукционы, и даже конкурс превратить по сути в аукцион. Чрезмерное использование аукционов, эффективных при закупках стандартных товаров, для закупок услуг и сложных товаров, в рамках 94-ФЗ и 44-ФЗ уже привело к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. Вместо расширения использования электронных аукционов целесообразно изучить целесообразность сокращения использования аукционов при закупке услуг для государственных нужд, особенно учитывая гибель школьников в Карелии. При этом, использование электронных аукционов не снижает коррупцию в госзаказе, а декларируемая экономия бюджетных средств – мнимая, и основана не на сопоставлении с рыночными ценами на аналогичные товары, а на падении цен от (зачастую) произвольно определяемой начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, исследования НИУ-ВШЭ показывают, что даже такие стандартные товары, как дизельное топливо. Бензин и персональные компьютеры для госнужд на аукционах покупаются оптом по ценам выше рыночных розничных. Данные факты остаются без внимания ФАС. Снизить коррупцию и повысить эффективность госзаказа целесообразно не путем возвращения к аукционам, а путем смещения акцентов контроля с процедуры на их содержание, планирование и установление НМЦК, повышения роли общественного и экспертного контроля в рамках ФКС, отказа от контроля и излишнего администрирования мелких закупок[1], перевода в электронную форму всех видов торгов, включая конкурс, использования лучших бизнес-практик в госзакупках[2], ужесточения финансового контроля. Разрешить закупать биржевые товары на биржах. Это исключит абсурдную ситуацию покупки оптом дизтоплива для госнужд по ценам выше розничных. Закупки на электронных аукционах составляют не более 5% в Корее и Великобритании, в остальных странах доля их еще меньше, то есть политика ФАС противоречит мировому опыту.

Высший арбитражный суд поддержал детский сад №82 Санкт-Петербурга в споре с ФАС. (Дело А56-1120/2013) Антимонопольщикам не понравилось, что детсад провел конкурс на услуги по организации питания, а не на поставку продуктов питания и организацию отдельно. В частном секторе — привлечь специализированную фирму обеспечивающей комплексную услугу по питанию сотрудников — нормальная и все более распространенная практика, но детсад, работающий по любимому детищу ФАС — 94-ФЗ, смог добиться правды только в Высшем арбитражном суде — 3 «нижестоящих» инстанции поддержали ФАС в их абсурдных с экономической точки зрения требованиях. До сих пор специалисты спорят, где деятельность ФАС нанесла больший ущерб экономике — в регулировании 135-ФЗ «О защите конкуренции», где ФАС в интересах монополий, в основном зарубежных, преследует малый бизнес, или в регулировании госзакупок (94-ФЗ и 44-ФЗ), где ФАС наплодил посредников, перевел госзаказ на электронные аукционы.

Омский УФАС пришел к выводу, что объединение в одном лоте строительно-монтажных работ по строительству детского сада, а также приобретение и установка в здании детского сада оборудования (оборудование для пищеблока, прачечной и лифт) недопустимо и не соответствует Закону № 44-ФЗ (Дело № А46-3706/2014). Однако, суды трёх инстанций признали, что «доводы управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о том, что оборудование для пищеблока и прачечной технологически и функционально не связаны с объектом закупки не имеют под собой правовых оснований». С такими выводами согласился и Верховный Суд РФ, отказав антимонопольному органу в передаче дела в судебную коллегию.

Санаторий «Зеленая роща» из Республики Башкортостан закупал пряники с клюквенной начинкой («Клюквенные») путем запроса котировок. Заявку участника ОАО Уфимское хлебообъединение «Восход», предлагавшего поставить пряники с цитрусовой начинкой естественно отклонили. ФАС России решила оштрафовать санаторий за создание для участников неравных условий в результате ненадлежащего указания требований к продукции, на том основании, что пряники «Цитрусовые» являются эквивалентом пряникам «Клюквенные» как по пищевой ценности, так и по области их применения. Однако, санаторий является многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением, показанным для долечивания и оздоровления пациентов с болезнями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, кожи, беременных, поэтому в нем организовано лечебное питание с поставками соответствующих продуктов питания, исключающими какие-либо противопоказания и возможные аллергические реакции для пациентов. Таким образом решение ФАС не только не логично, но и угрожало здоровью пациентов. Видимо по мнению службы именно это называется пресечением коррупционных закупок госкомпаний. ФАС не желая признавать очевидного проиграла все три судебных инстанции, т.е. вплоть до кассации. (Дело А07-452/2013)

[1] Согласно нашим исследованиям, ¾ торгов, по которым ФАС выявляет нарушения, относятся к мелким закупкам. При этом, отмененные ФАС торги имеют большее число участников, большее падение цен, чем в среднем по контрактной системе. Другими словами, контроль ФАС за госзакупками в целом характеризуется отрицательной, а не положительной селекцией.

[2] Принцип 60:40 (60% заказа отдается участнику, занявшему 1 место, 40% — занявшему 2 место), переторжка, конкурентные переговоры (под видеозапись во избежание коррупции) и т.д.