tmpphptevisg147487651857e8d466c324a

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против точечной коррекции тарифов ОАО «РЖД» на 2017 год. Регулятор считает, что подобные меры приведут к увеличению тарифной нагрузки на грузоотправителей на 12%, при этом Правительство установило предел роста в 4%. Эксперты отмечают, что позиция грузоотправителей и Минэкономразвития повлияли на решение ФАС об отказе от предложений монополии. Соответствующее письмо ФАС направила в Правительство.

РЖД предложило повысить тарифы на некоторые типы подвижных составов, грузов, а также продлить действие экспортных надбавок в размере 13,4% к тарифу в рамках тарифного коридора, позволяющего РЖД поднимать или опускать тариф предложенный ФАС. Ведомство считает, что сегодня нагрузка на экспортные перевозки выросла значительно и достигла исторического максимума в связи с искусственным дефицитом по причине списания вагонов и из-за курсовой разницы выросли тарифы на стивидорные услуги. ФАС в письме отметило, что необходимо создавать условия привлечения грузов для РЖД за счет повышения скидки в рамках тарифного коридора с25 до 50% на грузы 2 и 3 классов. Рост доходов РЖД от перевозочной деятельности в проекте финансового плана монополии ожидается на уровне 7%.

Ранее представители РЖД заявляли, что в 2016 году при возможности инждексирования тарифа на 9% и договоренности с ФАС, роста выше 7,5% не будет, хотя отметим, что расчет РЖД постоянно меняются. Например, в середине октября Президент РЖД Олег Белозеров вынес предложение ФАС о либерализации тарифов на экспортные и высококонкурентные направления, дабы не проигрывать стивидорам и операторам. Ведомство поддержала это предложение. Но через неделю РЖД предупредили ФАС, что в случае дерегулирования по ряду грузов возможен рост тарифов на 19,6%, попросив доработать меры.

Эксперты отмечают, что у ФАС не получилось стать тарифным регулятором и она решила двигаться в фарватере монополий. При этом недовольство грузоотправителей не позволило ФАС сделать ставку на РЖД. А также необходимо помнить, как РЖД играет цифрами, например, в 2016 году тариф проиндексировали на 9%, а по заявлению монополии рост тарифной нагрузки для грузоотправителей составил 3,5%, так как именно на эту цифру выросла выручка РЖД. Если же рост составит 12%, видимо по мнению специалистов РЖД выручка вырастет на 6-7%.

Одной рукой ФАС не согласовывает РЖД тарифы «по точечным изменениям» в прейскурант, другой — отпускает на волю тарифы монополии по экспортным направлениям.