Пятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Корсаковский морской торговый порт» (Сахалинская обл.), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Компания является средним предприятием. Все претензии ФАС к небольшому порту сводятся к тому, что он пропускал автомобили компании, входящей с портом в одну группу лиц, без пропуска. На транспортные средства иных хозсубъектов никаких дополнительных ограничений не накладывалось. Представьте себе, что на ФАС будет требовать, чтобы в ваше садовое товарищество пропуск выписывался не только гостям, но и вам самим, а если охранник не будет заниматься дурью и выписывать вам пропуск на въезд на вашу собственную дачу, ФАС будет охранника штрафовать! Странно, что в таком сомнительном деле суды встали на сторону ФАС.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против порта по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в создании и поддержании условий несоблюдения Положения «О пропускном и внутриобъектовом режиме»; в злоупотреблении доминирующим положением субъектом естественной монополии.
Решением ФАС компания признана субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в морском порту на территории морского порта Корсаков. ФАС установлено, что деятельность по обеспечению пропускного режима в порту возлагается на АО «КМТП». АО «КМТП» является оператором морского терминала.
Приказом АО «КМТП» введено в действие Положение «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры АО «Корсаковский морской торговый порт» «Северный погрузрайон «АО «КМТП» МКО-0000482» «Южный грузопассажирский терминал» МКО0000759» (далее — Положение). Данным Положением АО «КМТП» установило обязательные для исполнения перевозчиками — хозсубъектами, осуществляющими услуги на рынке грузовых перевозок из/в порт Корсаков, правила, контроль за которыми необходимо осуществлять в отношении всех субъектов в равных объемах, установленных Положением, так как в противном случае условия доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков, одни хозсубъекты будут поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозсубъектами.
ФАС установила, что через КПП без досмотра проезжают автомобили.Владельцем указанных автомобилей является ООО «Порт-Гарант», осуществляющей перевозки груза по поручению ООО «МорТС». Единственным учредителем ООО «ПортГарант» является ООО «Морская тальманская служба». Учредителем (участником) ООО «Морская тальманская служба» с долей в 95% является ООО «Корсаковский стивидорный сервис». Единственным учредителем (участником) ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является ОАО «Корсаковский морской торговый порт». Таким образом, все вышеуказанные компании составляют одну группу лиц.
Исследованные видеозаписи свидетельствуют, что транспортные средства, принадлежащие ООО «Порт-Гарант», не подвергаются досмотру, вопреки пунктам 10.4-10.6 Положения. По мнению ФАС, указанные действия носят характер злоупотребления доминирующим положением с целью получения преимуществ лицом, входящим с субъектом естественной монополии в одну группу лиц. АО «КМТП», создав и поддерживая условия несоблюдения Положения в отношении ООО «ПортГарант», злоупотребило доминирующим положением на рынке оказания услуг в портах при обеспечении порядка в порту, допустив ущемление интересов других лиц (хозсубъектов) в сфере предпринимательской деятельности, при этом, с целью получения преимуществ лицом, входящим с субъектом естественной монополии в одну группу лиц, создало и поддерживало условия для ограничения доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков, ущемления интересов хозяйствующих субъектов, ограничения конкуренции на указанном рынке.
Странный вывод ФАС: то, что «свои» машины не подвергались досмотру, не ущемляет интересы других и не может создавать для них какие-то дополнительные ограничения.
Постановлением ФАС порт признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 449 921 рубль.
Суд согласился с мнением ФАС о том, что для разового посещения территории порта с целью вывоза/ввоза груза следует иметь разовые личный, транспортный и материальный пропуска, которые должны быть оформлены в течение 24 часов с момента обращения. Положением порт установил обязательные для исполнения перевозчиками — хозсубъектами, осуществляющими услуги на рынке грузовых перевозок из/в порт Корсаков, правила, контроль за которыми необходимо осуществлять в отношении всех субъектов в равных объемах.
Кассация признала обоснованным выводы ФАС о совершении АО «КМТП» незаконных действий. Учитывая, что материальный пропуск на груз не прикрепляется к лобовому стеклу автомобиля, а работник охраны из КПП не выходил и не проверял у водителей транспортных средств ООО «Порт-Гарант» материальные пропуска, кассация пришла к выводу о том, что АО «КМТП» нарушило Положение в части Порядка пропуска транспортных средств без соответствующей проверки. (Дело № А59-4600/2018)