Источник изображения

Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Комитета по строительству Ленинградской области, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Этот кейс пополнил серию проигранных ФАС дел по поводу сметных нормативов.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Комитета по признакам нарушения статьи 16 N 135-ФЗ, выразившегося в том, что Комитет и ООО «Центр информации и индексации в строительстве» заключили, по мнению ФАС, антиконкурентное соглашение от 12.11.2009, к которому 30.03.2010 присоединилась Ассоциация, а 29.07.2011 — ООО «Госнорматив». Целью указанного соглашения являлось, по мнению регулятора, незаконное предоставление конкурентного преимущества негосударственным организациям путем установления контроля над доступом к территориальным сметным нормативам, их распространением и использованием.
С 13.06.2008 по 30.03.2013 действовал Приказ Минрегиона России от 11.04.2008 N 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» (Порядок от 11.04.2008).
С 31.03.2013 по 21.08.2017 действовал Приказ Госстроя от 04.12.2012 N 75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (Порядок от 04.12.2012).
Разработка проектов сметных нормативов может осуществляться любыми заинтересованными лицами — должностными лицами, частными физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и т.д. Для разработки проектов сметных нормативов нет необходимости получать какое-либо публичное разрешение, в том числе в форме лицензии и т.д. (пункты. 2, 3, 4 Порядков от 11.04.2008 и от 04.12.2012).
Проекты территориальных сметных нормативов до их утверждения представлялись на согласование в Минрегион России соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ на предмет соответствия территориальных сметных нормативов утвержденным в установленном порядке государственным сметным нормативам (пункты 27, 28 Порядка от 11.04.2008).
После утверждения согласованных с Минрегионом России территориальных сметных нормативов соответствующий орган власти субъекта РФ, федеральный орган исполнительной власти или организация, утвердившие указанные сметные нормативы, направляют в адрес Минрегиона России уведомление об утверждении сметного норматива с приложением копии документа об его утверждении (пункт 33 Порядка от 11.04.2008).
Порядок от 04.12.2012 содержал аналогичные положения за исключением того, что разработанные проекты сметных нормативов представлялись в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству России (Госстрой), Минстрой России федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, юридическими и физическими лицами.
Таким образом, участвовать в разработке проектов нормативов с учетом специфического характера этой деятельности могло любое заинтересованное лицо, обладающее соответствующими профессиональными познаниями, инфраструктурой, деловой репутацией и т.д. Публичный контроль за корректностью разработанных проектов сметных нормативов осуществляется органами государственной власти на этапе включения этих нормативов в реестр, чему предшествует экспертиза данных проектов и иные установленные процедуры.
Такой порядок не препятствует разрабатывать проекты нормативов самим государственным органам, основная задача которых сводится в любом случае к нормативному и контрольному обеспечению процесса разработки проектов сметных нормативов. Особенностью разработки проектов сметных нормативов в инициативном порядке непосредственно хозяйствующими субъектами-экспертами выступает то, что таким образом могут экономиться бюджетные средства на заключение и исполнение соответствующих контрактов при условии сохранения нормативной и контрольной функции у соответствующих государственных органов власти.
По мнению кассации, являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что сметные нормативы используются в качестве источника достоверной информации о состоянии цен при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта, в том числе при проверке правильности расчета сметной документации. Сметные нормативы относятся к техническим документам, не содержащим правовых норм и не подлежащим регистрации в качестве нормативных правовых актов. Указанная природа сметных нормативов не свидетельствует о том, что заинтересованные лица не должны иметь обеспеченную возможность ознакомления со сметными нормативами в формах и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ.
По мнению судов, наличие авторских прав на базу данных или сборник как на составное произведение не означает наличие прав на материалы, входящие в состав базы данных и сборника и невозможность использования данных материалов. Наличие у Ассоциации, ООО «Центр информации и индексации в строительстве» и ООО «Госнорматив» прав на базы данных сметных нормативов не нарушает прав иных хозяйствующих субъектов, не свидетельствует о получении прав на сами сметные нормативы и не означает невозможность использования сметных нормативов. (Дело № А56-93307/2015)