На прошлой неделе, Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления ограничения объема ПЭТ-тары для алкогольной продукции сразу во втором и третьем чтении.
По законопроекту, с 1 января 2017 вводится запрет на производство и оптовый оборот алкоголя в ПЭТ-таре объёмом свыше 1,5 литра (не включая объем 1,5 литра, также запрет не распространяется на розлив в тару в магазине), а запрет на розничную продажу вводится с 1 июля 2017 года. также внесены изменения в КоАП по штрафам за производство: 100-200 тыс. руб. для должностных лиц (с конфискацией продукции) и 300-500 тыс. для юрлиц. Это только начало, далее работа над ограничением объема производства ПЭТ-тары продолжится. Этот вопрос вынесен на рассмотрение Правительства Госдумой. Следующий этап прохождения законопроекта – согласование Совета Федерации и после уже подписание Президентом.
Если посмотреть на мировой опыт использования ПЭТ-тары для алкогольных напитков, то в странах ЕС, где развито пивоварение, доля пива, которое разливается в ПЭТ-тару, не превышает 3–4%. В Германии — 4%, в Бельгии — 3%, в Великобритании — 0,1%, в Италии — 0,08%. В Казахстане производство пива в ПЭТ вообще запрещено, тем не менее, пивовары это воспринимают с пониманием. А у нас этот показатель — более 60%, а в категории пивных напитков эта доля достигает 95%! На долю транснациональных компаний в общем объеме производства пива в России приходится 75%, на долю независимых производителей – чуть более 20%, на долю минипивоварен — 2%. Союз российских пивоваров (СРП), выражающий интересы «большой четверки» российского рынка пива — «Балтики» (принадлежит датской Carlsberg), «Объединенных пивоварен Хейнекен» (голландская Heineken), «САН ИнБев» (американо-бельгийская AB InBev) и «Эфес Рус» (российская дочка турецкой Anadolu Efes) пытался отстоять свои интересы, но это им не удалось. А ведь согласно ряду исследований, при контакте с пивом пластик выделяет дибутилфталат, способный вызывать токсический гепатит, а при постоянном употреблении — и системное поражение внутренних органов.
Пластиковые пивные «фугасы», как их порой называют в просторечии, по 1,5 и более литра появились у нас сравнительно недавно. Сторонники ПЭТ-тары указывают на то, что наиболее бедные государства Европы по уровню потребления пива из пластиковой тары близки к России. Но, во-первых, почему нас все время пытаются столкнуть куда-то к малоразвитым странам? Да и пластик пластику, оказывается, рознь.
По словам председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина, все производители пива имеют у себя на заводах хроматографы и в течение десяти минут в состоянии сделать анализ, чтоб убедиться, что из ПЭТ-тары выделяется дибутилфталат. Это подтверждало и Росалкогольрегулирование, и Роспотребнадзор. В Европе используют ПЭТы в минимальных количествах. Но, хочу заметить, что там они трех-пятислойные, но даже в таком виде не способны полностью защитить пиво от попадания дибутилфталата. Но наши упаковки вообще однослойные. Игрушки с данным пластификатором из продажи изымаются. Есть уголовные дела за торговлю тапочками, которые его выделяют. В Европе в начале 2000-х годов запретили лаки с фталатами: выяснилось, что, в частности, дибутилфталат впитывается через ногти и может нарушать репродуктивную функцию. Они убрали лаки для ногтей, а у нас в России из этого пьют.
Напомним, что законопроект о запрете ПЭТ-тары был внесен в Госдуму депутатами-единороссами еще в мае 2013 года. После принятия его в июне 2014 года в первом чтении на нижнюю палату Парламента обрушился шквал писем. В первую очередь, как рассказали в Аппарате Госдумы, писали сами пивовары, а затем, чтобы эффект был более сильным, подключились такие тяжеловесы, как послы европейских государств. Они прислали обращение в нижнюю палату Парламента и Правительство РФ. Послы Дании, Бельгии и Нидерландов обратились с просьбой повременить с принятием закона об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре. Между тем в Парламенте считают, что никто не может указывать российским законодателям. По данным Nielsen, доля пива в бутылке 1,5 л составляет 18,5%, 1 л — 2,5%, 0,5 л — 0,02%. Доля пива в ПЭТ-таре свыше 1,5 л составляет 25,88%.
Отметим, что ярым противником законопроекта выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС много раз выступала на стороне производителей ПЭТ-тары в противодействии ограничениям, которые пытались вводить депутаты. Также Общественная палата выступала в поддержку пивоваренной отрасли, порекомендовав Правительству возвратиться к доработке законопроекта, чтобы минимизировать негативные последствия для отрасли и обслуживающих ее производств.
Причина таких двойных стандартов в том, что руководитель ФАС Игорь Артемьев и его два заместителя (Андрей Цариковский и Алексей Доценко) давно превратились в крупнейших алкогольных лоббистов. В частности, доклад ФАС, направленный в Правительство РФ (заметим, что он размещен не на официальном сайте ФАС, а на сайте союза пивоваров), содержал целый ряд неприемлемых предложений, которые обернутся сотнями тысяч дополнительных алкогольных смертей. Так, предложение вернуть алкогольные напитки в ларьки и другие места нестационарной торговли повысит и без того одну из самых высоких в мире доступность алкоголя в РФ (1 точка продажи в РФ приходится на 500 человек, а в Швеции и Норвегии – на 20-30 тыс.). Предложение снизить минимальную цену на алкоголь крепостью ниже 38 градусов приведет к распространению суррогатной водки и резкому росту смертности. Предложение заморозить акцизы на крепкий алкоголь до 2018 г. повысит его ценовую доступность, что уже вызвало, как показал опыт 2014-2015 гг. рост смертности. Предложение лишить субъекты РФ права вводить запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей самым негативным образом скажется на здоровье подрастающего поколения, вызовет конфликт с региональными элитами[1]. ФАС активно противодействует ограничению использования вредной для здоровья ПЭТ-тары для розлива алкогольной продукции. В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование ПЭТ-тары руководство ФАС координировало свои действия с иностранными пивными компаниями и даже посольством США. Последнее, на наш взгляд, является в нынешних внешнеполитических обстоятельствах абсолютно неприемлемым и требует самого тщательного расследования.
[1] Примечательно, что в своем докладе ФАС дает отрицательную оценку повышению возраста допустимости употребления алкоголя с 18 до 21 года, которое еще не вступило в силу. Такое внимание к одной из, еще не реализованных инициатив, является признаком действий ФАС в интересах алкогольного лобби, которое обеспокоено, что молодежь не «успеет» пополнить ряды их потребителей.