Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» в связи с информацией, поступившей от и.о. Волго-Донского транспортного прокурора. В ней указывалось на наличие признаков нарушения законодательства (ч. 1 ст. 10 135-ФЗ) в части необоснованного взимания платы с лиц, поместивших товары на склад временного хранения (СВХ) и за оформление товара на СВХ. Размер наложенного штрафа составил 562 тыс. руб.
ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» является владельцем СВХ и включен в Реестр владельцев СВХ, осуществляющих хранение товаров, находящихся под таможенным контролем. Аэропорт установил тариф в размере 1,1 тыс. руб. за оформление товара на СВХ. Согласно пояснениям представителя Аэропорта, в состав затрат на оказываемую услугу включаются: ведение учета хранимых товаров, формирование отчетности по соответствующим формам, затратами, связанными с передачей отчетности в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (плата за выпуск ЭЦП, ежемесячная плата за предоставление отчетности посредством информационного канала. В соответствии с ч. 3 ст. 69 Таможенного кодекса, а взимание платы за оформление товара на СВХ наравне с платой за хранение товаров создает равные условия между хранителями. По мнению ФАС, ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», будучи владельцем СВХ, в нарушение таможенного законодательства допустило нарушения при формировании цены на оказываемую услугу, при этом спорная плата не связана с покрытием фактических расходов общества, а рентабельность в размере 60% привела к росту стоимости хранения грузов в аэропорту г. Ростов-на-Дону по сравнению с другими аэропортами Юга России.
По информации Южного таможенного управления, на территории Ростовской области действуют 7 складов временного хранения открытого типа.Выбор покупателя услуг СВХ определяется, в первую очередь, местом доставки товара и способом его доставки. Так, если товар прибывает в Ростовскую область, перевозчик после завершения процедуры таможенного транзита обязан определиться с местом таможенного хранения — выбрать СВХ. Как правило, перевозчик выбирает СВХ в регионе деятельности таможенного поста, но имеет право направить товар и на СВХ другой территории.
В соответствии с п. 19 Методики оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 7 при проведении теста «гипотетического монополиста» предполагается долговременное (1 год и более) повышение цены на товар примерно на 5 — 10%. При этом влияние инфляции исключается. Путем опроса определяется, каким образом покупатели товара будут реагировать на такое повышение.
В данном случае, респондентами в рамках проведенного исследования выступили крупнейшие участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие доставку импортных товаров воздушным транспортом в Ростовскую область, которым были заданы вопросы: 1. Каким видом транспорта прибывает товар Вашей организации на склад временного хранения (далее — СВХ) ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (воздушным, автомобильным, иным); 2. Готовы ли Вы заменить способ доставки товаров (воздушным транспортом) в случае повышения платы на услуги СВХ ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» долговременно (дольше 1 года) на 5 — 10%; 3. Готова ли Ваша организация сменить место доставки товара (г. Ростов-на-Дону) в случае повышения платы на услуги СВХ долговременно (дольше 1 года) на 5 — 10%; 4. У каких продавцов и в каком количестве Ваша организация предпочтёт получать услуги СВХ, находящегося в зоне действия таможенного поста «Аэропорт Ростов-на-Дону», если цена на услуги СВХ долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 — 10%, а цена за пределами зоны действия таможенного поста «Аэропорт Ростов-на-Дону» останется прежней.
Все респонденты указали, что доставка товара осуществляется воздушным транспортом. Заменить способ доставки (воздушный транспорт) на другие — автомобильный, железнодорожный опрошенные перевозчики посчитали нецелесообразным ввиду специфики товаров. Сменить место доставки (г. Ростов-на-Дону) также потребители посчитали невозможным, поскольку СВХ ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» является единственным складом в зоне действия таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону. В связи с этим за географические границы рынка ФАС принят регион деятельности таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону. 15 Арбитражный апелляционный Суд принял решение отказать Аэропорту в отмене решения и постановления ФАС. (Дело № А53-32520/2015)