Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) приобрела 95,57% акций ПАО «Челябинский цинковый завод» (производит более 60% российского и около 2% мирового объема цинка). Остальные акции находятся в свободном обращении, чьим владельцам будет предложена публичная оферта. Ориентировочная стоимость оставшихся в свободном обращении акций от 1,4 до 1,5 млрд. руб.
30 сентября УГМК получило согласие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку 100% акций завода. Компания пыталась консолидировать завод с 2015 года. ФАС эта идея не нравилась, по причине монополизации цинкового рынка в России (90%). Компания переубедила ФАС с третьего раза. На этот раз, регулятор посчитал, что покупатели цинка получат от сделки выгоды, соразмерные «преимуществам, получаемым производителями за счет повышения качества и оптимизации цены». Эксперты определили ёмкость российского рынка цинка в размере 250 тыс. т. Потребителями продукции являются производители оцинкованной продукции, в числе которых ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (45%), ПАО «Северста́ль» получает 35%, ЗАО «Каширский завод стали с покрытием» – 9% и ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» — 4%. УГМК уточнила, что приоритетные направления завода сохранятся, в числе которых модернизация производства с выходом на уровень 200 тыс. т. цинка в год, а также строительство Корбалихинского рудника в Алтайском крае для развития сырьевой базы.
Все крупные слияния ФАС согласовываются (Таблица №1), предписания выдаются поведенческие, а не структурные, как в Европе и США (Таблица №2). То есть ФАС ответственна за монополизацию и рост цен, цены на большинство сырьевых товаров стали выше мировых (Таблица №3). Зачастую такая дружба с монополистами руководства ФАС имеет под собой коррупционную составляющую.
Таблица №1.
Контроль слияний и других сделок экономической концентрации, 2007-2012 гг.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Рассмотрено ходатайств, всего | 6097 | 5821 | 4160 | 2964 | 3282 | 2494 |
Из них отказано в удовлетворении | 90 | 141 | 106 | 57 | 60 | 50 |
Доля отказов в т.ч. по формальным основаниям, % | 1,5 | 2,4 | 2,5 | 1,9 | 1,8 | 2 |
Отказов из-за возможного ограничения конкуренции* | <10 | <10 | <10 | <10 | 6 | 6 |
Доля отказов из-за ограничения конкуренции, % | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
*расчеты на основании опубликованных на сайте ФАС России решений и сообщений СМИ
Источник: Доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2012 год,
Таблица №2.
Структура выданных предписаний при слияниях в ЕС и России, 2012 г.
Доля структурных* предписаний | Доля поведенческих* предписаний | |
ФАС России | 4% | 96% |
Европейская комиссия по конкуренции | 85% | 15% |
*структурные предписания – продать часть активов при слиянии, поведенческие – не допускать определенных действий и регулярно представлять информацию в антимонопольный орган
Источник: Авдашева С.Б., Калинина М.М. Предписания участникам слияний (сравнительный анализ практики ФАС и Европейской комиссии по конкуренции) // Экономическая политика. 2012. № 1. с. 141-158.
Таблица №3.
Отношение внутренней цены к цене внешнеторгового контракта для некоторых товаров
в 1999 и 2009 г.
1999 | 2009 | |
Аммиак 0,97 2,73 0,98 | 0,97 | 2,73 |
Минеральные удобрения | 0,76 | 1,31 |
Азотные удобрения | 1,59 | 2,51 |
Сложные удобрения | 1,09 | 1,86 |
Каучук синтетический | 0,83 | 1,21 |
Фанера клееная | 0,67 | 1,35 |
Целлюлоза | 1,00 | 1,15 |
Бумага газетная | 0,80 | 1,13 |