В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило письмо Управления ФСБ по Воронежской области о наличии в действиях АО «Единой процессинг-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (АО «ЕПСС ЖКХ ВО») и ООО «РВК-Воронеж» признаков нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 135-ФЗ. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам помещений в многоквартирных домах (МКД), которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает ЖКУ по водоснабжению и водоотведению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» ЖКУ на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» был заключен договор на обеспечение информационного взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса. На основании указанного договора АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ежемесячно осуществляет доставку платежных документов собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в МКД, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению. При оплате указанных платежных документов гражданами денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО». Из положений действующего жилищного законодательства РФ следует, что собственники помещений в МКД должны вносить плату за ЖКУ исполнителю этих услуг. Плата за все или некоторые ЖКУ (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) может вноситься ресурсоснабжающим организациям при расторжении ими договора с управляющей организацией, либо при выборе собственниками помещений МКД такого способа, как непосредственное управление домом, либо при принятии собственниками помещений на общем собрании решения о внесении платы за ЖКУ по холодному водоснабжению и водоотведению ресурсоснабжающей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с ч. 14 ст. 4 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов.
В платежном документе в графе Организатор взаимодействия: АО «ЕПСС ЖКХ ВО» указан его расчетный счет. В соответствии с положением о правилах ведения бухучета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, специальный банковский счет имеет вид: «Счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента, поставщика». При таких обстоятельствах заключение ООО «РВК-Воронеж» с АО «ЕПСС ЖКХ ВО» агентского договора в данном случае не может рассматриваться как реализация ресурсоснабжающей организацией права по привлечению платежных агентов для осуществления расчетов с собственниками помещений, предусмотренного ч. 15 ст. 155 ЖК РФ. Вместе с тем по соглашению указанных сторон исполнение заключенного договора осуществлялось с нарушением требований норм 103-ФЗ. В результате указанных действий, по мнению ФАС, АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» собственникам помещений в МКД искусственно были созданы обязательства перед АО «ЕПСС ЖКХ», которое не является ни исполнителем ЖКУ, ни представителем исполнителя ЖКУ, ни банковским платежным агентом, и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя ЖКУ (ООО «РВК-Воронеж»). Доводы АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о том, что:
1) антимонопольным органом не доказано, что заключенным между ним и третьим лицом договором создаются условия, при которых собственникам помещений навязываются условия, не относящиеся к предмету договора оказания коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в целях ограничения конкуренции,
2) по условиям указанного договора АО «ЕПСС ЖКХ ВО» действует от имени и за счет ООО «РВК-Воронеж»,
3) поступающие ему денежные средства от собственников помещений принадлежат ООО «РВК-Воронеж» и учитываются обособленно от собственных средств АО «ЕПСС ЖКХ ВО»,
4) в едином платежном документе указаны реквизиты ООО «РВК-Воронеж», и плательщики вправе определить, куда осуществить платеж,
5) ФАС не доказала в его действиях и действиях ООО «РВК-Воронеж» признаков ограничения конкуренции, а, следовательно, состава нарушения, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 11 135-ФЗ,
судом рассмотрены и отклонены как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права, и противоречащие установленным судом обстоятельствам дела. Арбитражный суд Воронежской области отклонил иск АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о признании решения ФАС незаконным. (Дело № А14-1112/2016)
Напомним, что ранее АО «ЕПСС ЖКХ ВО» уже проиграло ФАС аналогичное дело, после чего направило в Генпрокуратуру жалобу на действия Воронежского УФАС с просьбой внести разобраться в ситуации. После обращения замгенпрокурора Александра Буксмана руководитель ФАС Игорь Артемьев направил разъяснения в адрес территориальных управлений на примере УФАС по Воронежской области. Суть разъяснений состоит в том, что не следует выходить за пределы своих полномочий при расследовании действий операторов ЖКХ в части нарушения конкуренции. Но, похоже, ФАС и даже суды продолжают игнорировать мнение прокуратуры.