Первый замгенпрокурора России Александр Буксман отправил обращение на имя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева в связи с жалобой АО «Единой процессинг-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (ЕПСС ЖКХ ВО) на действия УФАС по Воронежской области. Ранее мы писали про этот кейс. В ФАС поступили жалобы на действия ЕПСС ЖКХ ВО и 16 управляющих компаний. Жалобы были вызваны необоснованным заключением договора на осуществление расчета и сбора платежей с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений (нарушение п. 1 ч. 4 ст. 11 135-ФЗ). Заключение указанных договоров по мнению ФАС привело к навязыванию собственникам помещений в многоквартирных домах необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ЖКУ на расчетный счет ЕПСС ЖКХ ВО, так как порядок внесения платы, как существенное условие договоров управления домами был изменен без воли собственников помещений. Управляющие организации вправе принимать плату за ЖКУ через уполномоченный центр расчетов при условии, что указанные центры являются платежными агентами и осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах. ЕПСС ЖКХ ВО и управляющими организациями при заключении договоров обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса определена форма ЕПД, который является счетом за ЖКУ, содержащим начисления за текущий расчетный период, а также задолженности и пени предыдущих периодов. В свою очередь, в разделе «Оператор по расчету платежей» ЕПД содержится информация об ЕПСС ЖКХ ВО.
В результате указанных действий ЕПСС ЖКХ ВО и управляющих организаций собственникам помещений в МКД искусственно были созданы обязательства перед ЕПСС ЖКХ ВО, которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни представителем управляющих организаций, ни платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг.
Более того, указанными соглашениями ЕПСС ЖКХ ВО и управляющие организации произвольно установили иной порядок внесения платы за ЖКУ, противоречащий установленному Жилищным Кодексом, что согласно п. 17 ст. 4 135-ФЗ является признаком ограничения конкуренции. Арбитражный суд Центрального округа отказал в признании решения ФАС незаконным, отменив решение 19 Арбитражного апелляционного Суда. На данный момент дело рассматривается в Верховном суде. (Дело № А14-8066/2015)
В общей сложности ФАС оштрафовала ЕПСС ЖКХ ВО и управляющие компании на 100 млн. руб. Суммы для некоторых УК составили 10 – 20 млн. руб. В обращении к Артемьеву, Александр Буксман сообщил, что сейчас законодательным закреплением отношений по приему платежей расчетными центрами занимается Минстрой. Буксман отметил, что подобные действия УФАС по Воронежской области препятствуют обеспечению законности расчетов за ЖКУ, а также влияют на увеличение расходов со стороны потребителей услуг ЕПСС ЖКХ ВО в связи с исполнением требований антимонопольщиков. По мнению замгенпрокурора, подобные ситуации из-за действий контролирующих органов могут привести к неблагоприятным последствиям по всей стране. Представитель УФАС по Воронежской области сообщил, что ведомство действует в рамках закона, если будут внесены изменения, то служба будет работать по новым правилам. В связи со сложившейся ситуацией Буксман потребовал принять меры и доложить о результатах.
Дело против ЕПСС ЖКХ ВО абсурдно и не защищает конкуренцию и потребителей. Какая разница на какой счет платить — воронежцев не заставляли платить дважды. Деньги не уходили неизвестно куда. Двойные стандарты у ФАС везде. Если малый бизнес может быть обвинен в нарушении антимонопольного законодательства на одних лишь подозрениях, или одинаковых цен (на батуты в парке), то против крупного иностранного бизнеса дела Игорь Артемьев отказывался возбуждать дела даже при наличии доказательств. Это не соответствует международному опыту, в США, например, антимонопольная политика активно используется для защиты американских компаний от иностранных конкурентов, и около 90 % штрафов наложено на иностранные компании, в то время как в России эта цифра не превышает 0,5 %. В закупках ФАС действует аналогично, накладывая крупные штрафы за мелкие, при этом прощая крупные нарушения не накладывая штрафов. Ведомство постоянно использует политику двойных стандартов, то называя, то, не называя нарушениями дробление лотов, участие аффилированных компаний, подача заявок с одного IP-адреса и т.д. Это вызывает вопросы о колоссальных коррупционных рисках.