14604872_1823850984500587_7993970443260620711_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба ООО «Нексиа Пачоли» на ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина». НПО проводило открытый конкурс на оказание услуг по обязательному аудиту бухотчетности предприятия за 2015 год. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляет 2,5 млн. руб. В результате ФАС возбудила дело в отношении НПО по признакам нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 44-ФЗ. Напомним, что унитарные предприятия (ГУПы и МУПы) проводят обязательный аудит по 44-ФЗ, а не по 223-ФЗ. На участие в конкурсе было подано 4 заявки. Победителем конкурса признано ООО «Интерэкспертиза» с предложением о цене контракта 750,5 тыс. руб.
Законные права и интересы ООО «Нексиа Пачоли», по мнению компании, нарушены в связи с установленным в конкурсной документации ненадлежащим порядком оценки заявок на участие по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки, в т. ч. наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». В ходе проверки ФАС установила, что в конкурсной документации НПО использовала следующие критерии оценки:
— цена контракта — значимость критерия 40%»;
— квалификация участников закупки, в т. ч. наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации — значимость критерия 30%;
— качественные и функциональные характеристики объекта закупки — значимость критерия 30%.
Суд согласился с выводами ФАС о том, что установленный НПО порядок оценки по критериям качество и квалификация не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями. А также в виду того, что НПО не установлен предмет оценки, подлежащий оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащий представлению участниками закупки в своих заявках для получения баллов по показателю «наличие у участника открытого конкурса следующего опыта». В связи с чем Арбитражный суд города Москвы отклони иск НПО к ФАС. (Дело № А40-151014/2016)

ФАС давно стремится перевести весь госзаказ на аукционы, и даже конкурс превратить по сути в аукцион. Чрезмерное использование аукционов, эффективных при закупках стандартных товаров, для закупок услуг и сложных товаров, в рамках 94-ФЗ и 44-ФЗ уже привело к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. Вместо расширения использования электронных аукционов целесообразно изучить целесообразность сокращения использования аукционов при закупке услуг для государственных нужд, особенно учитывая гибель школьников в Карелии. При этом, использование электронных аукционов не снижает коррупцию в госзаказе, а декларируемая экономия бюджетных средств – мнимая, и основана не на сопоставлении с рыночными ценами на аналогичные товары, а на падении цен от (зачастую) произвольно определяемой начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, исследования НИУ-ВШЭ показывают, что даже такие стандартные товары, как дизельное топливо. Бензин и персональные компьютеры для госнужд на аукционах покупаются оптом по ценам выше рыночных розничных. Данные факты остаются без внимания ФАС. Снизить коррупцию и повысить эффективность госзаказа целесообразно не путем возвращения к аукционам, а путем смещения акцентов контроля с процедуры на их содержание, планирование и установление НМЦК, повышения роли общественного и экспертного контроля в рамках ФКС, отказа от контроля и излишнего администрирования мелких закупок[1], перевода в электронную форму всех видов торгов, включая конкурс, использования лучших бизнес-практик в госзакупках[2], ужесточения финансового контроля. Разрешить закупать биржевые товары на биржах. Это исключит абсурдную ситуацию покупки оптом дизтоплива для госнужд по ценам выше розничных. Закупки на электронных аукционах составляют не более 5% в Корее и Великобритании, в остальных странах доля их еще меньше, то есть политика ФАС противоречит мировому опыту.

[1] Согласно нашим исследованиям, ¾ торгов, по которым ФАС выявляет нарушения, относятся к мелким закупкам. При этом, отмененные ФАС торги имеют большее число участников, большее падение цен, чем в среднем по контрактной системе. Другими словами, контроль ФАС России за госзакупками в целом характеризуется отрицательной, а не положительной селекцией.

[2] Принцип 60:40 (60% заказа отдается участнику, занявшему 1 место, 40% — занявшему 2 место), переторжка, конкурентные переговоры (под видеозапись во избежание коррупции) и т.д.