В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака от 16 апреля 2015 г. № ДК-П9-2514 Правительство внесло в ГД проект ФЗ № 1165258-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий органов государственного жилищного надзора» по которому полномочия по рассмотрению административных дел по повышению энергоэффективности передаются от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к органам Госжилнадзора. это приведет к тому, что ресурсоснабжащие организации Госжилнадзор сможет оперативно привлечь к ответственности за ненадлежащее обслуживание населения по счетчикам. Законопроект был принят в 1 чтении 11 января 2017 года.По словам главы Минстроя Андрея Чибиса, этот законопроект направлен на повышение эффективности защиты прав граждан в случае недобросовестных действий ресурсоснабжающих организаций, в случае уклонения от установки или обслуживания счетчиков.
На сегодняшний день ситуация такова, что Госжилнадзор реализует контроль за соблюдением жилищного законодательства, а ФАС привлекает к ответственности за нарушения, в части отсутствия индивидуальных и общедомовых счетчиков, ресурсоснабжающие организации. Гражданин обращается с жалобой в Госжилнажзор, они проводят проверку, а дальше направляют документы с итогами проверки в ФАС для возбуждения дела по административному правонарушению, что в результате затягивает весь процесс на 2 месяца бюрократической волокиты для привлечения к ответственности должностного или юридического лица за нарушение. Передача соответствующих полномочий от ФАС к Госжилнадзору позволит сократить процедуру и сроки для осуществления оперативной защиты прав потребителей от недобросовестных участников рынка. На данный момент порядка 50% всех многоквартирных домов обеспечены общедомовыми счетчиками, при этом количество индивидуальных составляет более 70%.
- Так, в последнее время растет число дел ФАС против товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний (УК) в связи с проблемой доступа операторов связи к общему имуществу (примеры дел приведены в Приложении №1). В большинстве указанных дел ФАС определяет границы рынка в качестве одного здания, чердачного помещения и т.д., а ТСЖ и УК соответственно, регулятор определяет как доминирующие на указанном рынке с долей в 100% хозсубъектами. Возбуждение в подобных случаях антимонопольного дела представляется нецелесообразным расходованием ресурсов антимонопольного органа, призванного решать проблемы ограничения конкуренции на значимых рынках, а также бюджетных средств. Эти проблемы вполне могли бы решать органы Госжилнадзора в упрощенном административном порядке.
- Можно выделить вторую группу дел ФАС в сфере ЖКХ. В 2015-2017 гг. ФАС России рассмотрела серию дел по поводу перечисления средств за оплату ЖКУ на счета иных организаций. Отметим, что речь идет не о хищении средств граждан, а о порядке взаиморасчетов. Тем не менее, этот вопрос, имеющий отношения к ограничению конкуренции, послужил поводом для возбуждения антимонопольных дел. В результате. АО «Единой процессинг-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» обратилось с жалобой на действия УФАС по Воронежской области в адрес Генпрокуратуры. В адрес ФАС было направлено обращение Первого заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана, в котором содержалось предписание не выходить за рамки полномочий и сформировать «единый подход к применению норм законодательства» к операторам коммунальных платежей. Однако даже после рассмотрения обращения заместителя Генерального прокурора и направления руководителем ФАС Игорем Артемьевым разъяснений в адрес территориальных управлений ФАС практика возбуждения подобных дел не прекратилась. Очевидно, что проблемы взаиморасчетов за оказанные ЖКУ также целесообразно передать в ведение Госжилнадзора.
- Третья группа дел – это дела ФАС в отношении предприятий, занимающихся техническим обслуживание лифтового и домофонного оборудования в части установления монопольно высокой цены на свою работу, необоснованного отключения оборудования и т.д. По сути, инструменты антимонопольной политики и в этом вопросе используется несвойственным образом, поскольку ФАС вынуждена искусственно сужать границы рынка, определяя указанные предприятия как занимающие 100% доли рынка в границах дома, где предприятие производит ремонт. Представляется, что органы Госжилнадзора смогут определить порядок доступа организаций к техническому обслуживанию лифтов и домофонного оборудования, что скажется на ценах за соответствующие услуги.