main

С 1 апреля этого года аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово» подняли для авиакомпаний аэропортовые сборы, которые зимой 2016 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) перестала регулировать в Москве.

Сборы «Шереметьево» (33,5 млн. пассажиров в 2016 г.) выросли на 7,1–7,5%: за взлет/посадку – до 214 руб./т. взлетной массы, за авиационную безопасность – до 156 руб./т., за предоставление аэровокзального комплекса (АВК) – до 102–403 руб./чел. в зависимости от терминала и рейса (внутренние/международные), за обслуживание пассажиров – до 90–182 руб./чел. в зависимости от терминала. По словам представителей аэропортов, это плановое повышение, и авиакомпании были заранее проинформированы. Тарифы «Домодедово» выросли заметнее: за взлет/посадку – на 13% до 260 руб./т., за авиационную безопасность – на 6,8% до 203 руб./т., за предоставление АВК на внутренних линиях – на 15,4% до 75 руб./чел., на международных – на 10,5% до 105 руб., за обслуживание пассажиров – на 10% до 198–220 руб./чел. При этом в аэропорту «Внуково» аэропортовые сборы не выросли в этом году. Отметим, что сразу после отмены ФАС регулирования аэропортовых сборов аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово» повысили свои тарифы, а «Внуково» только осенью.

При этом аэропорты отмечают, что эта корректировка тарифов ниже уровня инфляции, накопленной с 2010 года и связана с масштабными инвестпрограммами по подготовке к чемпионату мира по футболу. Домодедово строит новый терминал. В течение 10 лет инвестпрограмма «Домодедово» превысит 70 млрд. руб. Также о повышении аэропорты предупредили ФАС, что базовые перевозчики Аэрофлот и S7 не возражают. Рост выше инфляции за 2016 г. аэропорты объясняют тем, что повышение происходит с апреля, тариф будет действовать только 9 месяцев и совокупная нагрузка на авиакомпании вырастет ближе к уровню инфляции. Инфляция в 2016 г. составила 5,4%, а прогноз на 2017 г. – 5,2%. Уровень накопленной инфляции с 2010 г. составил 73%, а обслуживание среднего рейса в «Домодедово» подорожало на 44%.

Авиакомпании сообщают, что рынок в этом году растет (трафик российских авиакомпаний вырос в январе – апреле на 24,1%), доходы аэропортов растут пропорционально, а расходы не увеличиваются, поэтому даже рост на уровень инфляции был бы некорректен. Это рост существенный, авиакомпании не могут проиндексировать тарифы, так как рынок очень высококонкурентен. На стоимости билетов этот рост вряд ли отразится, ухудшится эффективность, считают представители авиакомпаний. Эксперты считают, что стоимость билета может возрасти в среднем на 50-150 руб. в зависимости от авиакомпании и средней нагрузки.

mobile_high-1ad

Весной прошлого года после дерегулирования аэропортовых сборов ФАС начала проверку относительно возможного завышения тарифов выше инфляции на аэропортовые услуги в «Домодедово». Там соответствующий тариф был выше, чем инфляция. Руководитель ФАС Игорь Артемьев тогда сообщал, что необоснованного повышения тарифов не допустит. По результатам проверки тарифной политики ФАС не обнаружила нарушений. Артемьев подчеркнул, что служба не обнаружила в тарифной политике аэропорта «Домодедово» каких-либо попыток просто «хапнуть». Он отметил, что тарифы «Домодедово» не индексировались несколько лет, в то время как в том же «Шереметьево» это происходит почти каждый год.

Он также сообщал, что ФАС не собирается отказываться от дерегулирования тарифов на услуги московских аэропортов. «Мы не собираемся возвращаться обратно к регулированию Московского авиационного узла. Потому что дерегулирование — это вопрос исключительно принципиальной важности. Он способствует инвестициям и развитию всего Московского авиационного узла». При этом, хочется отметить, что за последние 2 года ФАС не удалось доказать правоту в споре с авиакомпаниями по поводу цен на авиабилеты экономкласса компании «Аэрофлот» по перевозке пассажиров по маршруту Ростов-на-Дону — Москва и обратно, компании «ЮтЭйр», «Сибирь» по маршруту Москва-Иркутск и обратно и ОАО «Саратовские авиалинии» на пассажирские авиаперевозки бизнес-класса по маршруту Москва-Саратов-Москва.