В последние 2 года Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не удалось доказать правоту в споре с авиакомпаниями по поводу цен на авиабилеты компании «Аэрофлот» по перевозке пассажиров по маршруту Ростов-на-Дону — Москва и обратно и компании «ЮтЭйр», «Сибирь» по маршруту Москва-Иркутск и обратно. Тогда дела касались билетов эконом-класса. Однако пассажирам бизнес-класса повезло больше — служба имеет шансы выиграть дело по поводу высоких цен на их билеты.
В Саратовское УФАС из Центрального аппарата ведомства поступило заявление гр-на Игнатенко А.А. об установлении и поддержании ОАО «Саратовские авиалинии» монопольно высоких цен (п.1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ) на пассажирские авиаперевозки бизнес-класса по маршруту Москва-Саратов-Москва (725 км). В подтверждение своей позиции гражданин приложил электронный билет от 23.07.2012 на 30 тыс. руб., а также представил в ФАС информацию о стоимости билетов. По «сопоставимому» маршруту Москва-Волгоград-Москва: у авиакомпании «Ютэйр» эконом-класс стоит 12,3 тыс. руб., бизнес-класс — 27 тыс. руб. У Аэрофлота — 13,3 тыс. руб. и 40 тыс. руб. соответственно. Цены на билеты по маршруту Москва-Архангельск-Москва (989 км в одну сторону): Нордавиа — 14 тыс. руб. (эконом-класс), 24 тыс. руб. (бизнес-класс). Гр-н указывал, что, поскольку перечисленные города находятся на большем расстоянии от Москвы, нежели Саратов, то расходы авиакомпаний на такие перевозки больше.
Также ФАС назначила ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» для проведения экспертизы. Из заключения следует, что экспертами установлены отклонения в обосновании затрат на рейс от требований Методических рекомендаций по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний, а именно: заправка большего объёма топлива в Домодедово 5,5 тыс. кг по цене 32,1 тыс. руб/тн против 3,3 тыс. тн по цене 24,4 тыс. руб/тн в Саратове. При этом рекомендуется выбирать объемы заправок в аэропортах так, чтобы экономить в целом за парный рейс на расходе топлива. Однако в рассматриваемом случае, в значениях 2011 и 2012 гг., стоимость топлива в аэропорту Домодедово составляла в 2011 году 25,7 тыс. руб/тн, против 20,8 тыс. руб/тн в аэропорту Саратов. В то время как объем заправки в аэропорту Домодедово по более высокой цене было значительно больше (2011 год – 4,6 тыс. тн, 2012 – 5,5 тыс. тн), чем по более низкой цене в аэропорту Саратова (2011 год – 4,2 тыс. тн, 2012 – 3,3 тыс. тн), что ведет к увеличению расходов на топливо.
Введение новой статьи расходов в структуре себестоимости рейса по состоянию на 07.06.2011, а именно «расходы за обеспечение авиаГСМ» на сумму 5,5 тыс. руб. По состоянию на 19.07.2012 помимо статьи «расходы за обеспечение авиаГСМ» на сумму 6,2 тыс. руб (рост по сравнению с 2011 годом составил 13 %) появляется еще одна статься «расходы за обеспечение хранения авиаГСМ» на сумму 4,5 тыс. руб. Тариф за обеспечение АвиаГСМ устанавливается за организацию обеспечения, доставку, хранение, анализ качества, заправку авиаГСМ и т.д. Таким образом, эксперты пришли к выводу о задвоении сумм расходов в статье «расходы за обеспечение авиаГСМ».
Кроме того, экспертами установлено, что при расчете принимаются не отчетная средняя загрузка пассажиров, а заниженная (в 2011 г. 137 пассажиров, в 2012 г. — 143 пассажира, хотя по отчету в 2010 г. было 149 пасс. и в 2011 году — то же 149 пассажиров, по отчету в 2012 году было уже 152 пассажира. То есть в 2011 г. принималось на 12 пассажиров меньше, а в 2012 г. — на 6 пассажиров меньше, при том, что фактическая величина в 2012 г. составила 152 пассажира. Также по просьбе Общества Суд назначил проведение судебной экономической экспертизы. При проведении экспертизы Судом установлено, что эксперт ГосНИИ гражданской авиации в своем исследовании не обращается к Методическим рекомендациям, и Заключение эксперта не содержит расчетов по вышеперечисленным расходам авиакомпании. В нарушение ст.25 73-ФЗ в Заключении эксперта не приводится описание методов по расчету себестоимости рейса и по методике выбора сопоставимых товарных рынков. Кроме того, судом установлено, что экспертом не исследовался вопрос относительно иных направлений, помимо Саратов-Москва-Саратов, по которым авиакомпания осуществляла пассажирские авиаперевозки в 2012 г., учитывая в произведенных расчетах все понесенные обществом затраты по всем направлениям, не основаны на фактических показателях затрат авиакомпании по данному направлению. В связи с этим Арбитражный Суд Саратовской области приходит к мнению, что решение ФАС является правомерным. Авиакомпания не удовлетворившись решением Суда, обратилась в апелляционную инстанцию, заседание пройдет 5 апреля. (Дело № А57-24504/2014)