Ранее Институт повышения конкурентоспособности направил в адрес Администрации Президента РФ обращение по поводу двойных стандартов Федеральной антимонопольной службы (ФАС) при заключении мирового соглашения с иностранными контейнерными перевозчиками. Аналогичные обращения были направлены в адрес правоохранительных органов.
Вчера Президент Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России в городе Пионерский Калининградской области поручил с 1 января 2018 года исчислять тарифы российских стивидоров в рублях. «Какие-то проблемы? У вас возражения какие-то есть по этому поводу? Ну а тогда почему нет? Давайте сделаем! Это еще один шаг на укрепление национальной валюты, может быть, не глобальный, но все же заметный» — подчеркнул Путин.
Это решение будет введено с оговорками для некоторых проектов стивидоров, поскольку существует риск убытков для проектов, которые еще не вышли на окупаемость. Трудности могут возникнуть тех, обслуживающих контейнерные и нефтяные терминалы — расчеты с ними традиционно осуществляются в валюте.
Кроме того, существуют риски и для стивидоров, закупающих импортное оборудование и выплачивающих проценты по валютным кредитам (проекты портов Тамань и Лавна). Новые порты стоят около $500–700 млн, при расчете тарифов в рублях есть риск, что срок окупаемости вырастет. Последствием полного перехода на рубли может стать не только удешевление услуг портов для иностранных агентов, но и рост «административных издержек» на согласования с ФАС при колебаниях курса. Например, необходимая для выхода на окупаемость для новых портовых проектов ставка перевалки находится в пределах $7–13 за тонну, а по методике ФАС она не превышает $5,5 за тонну. Рублевые тарифы могут вынудить стивидоров сокращать инвестиции.
На стивидоров президенту пожаловался руководитель ФАС Игорь Артемьев. Ведомство судится со многими стивидорами (Global Ports, НМТП, UCL Holding), но ситуация не меняется. Практика ФАС в отношении стивидоров неоднозначная, часть компаний служба все же сочла не нарушавшими конкуренцию. При этом ФАС резко поменяла отношение к отрасли, которую раньше признавала конкурентной, а теперь — нуждающейся в госрегулировании.
Более того, ФАС заключила мировое соглашение с иностранными контейнерными перевозчиками (A.P.Moller-Maersk A/S (Дания), CMA CGM SA (Франция), HyundaiMerchantMarineCo., LTD (Корея), OrientOverseasContainerLineLimited (Гонконг) и EvergreenMarineCorp. Ltd (Тайвань).
Началось с того, что ФАС России выявила нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в форме запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок грузов в универсальных контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия — РФ. Нарушение, по сути, привело к значительному удорожанию экспортно-импортных операций, а также к усилению проводимого некоторыми недружественными кругами курса на изоляцию нашей страны. ФАС наложила штраф на A.P.Moller-Maersk A/S в размере $12 млн. (722 млн. руб.). А общая сумма штрафа на все компании составила 1,5 млрд. руб.
Однако по непонятным причинам ФАС пошла на заключение мирового соглашения после победы в суде первой инстанции. Ведь обычно федеральный орган исполнительной власти идет на мировое соглашение после проигрыша в суде.
В результате сумма штрафа для A.P.Moller-Maersk A/S была снижена в более чем в 50 раз до $230 тыс. Это приведет к недополучению бюджетных средств, и имеет признаки коррупционного поведения. Более того, текст мирового соглашения был удален из базы судебных решений, что противоречит судебной практике. Отсутствует текст мирового соглашения и на сайте ФАС.
Более того, поскольку мировое соглашение по антимонопольным делам как правило, совпадает или дублирует пункты предписания антимонопольного органа, направленного на обеспечение конкуренции, то есть является ненормативным правовым актом, и в соответствии с Приказом ФАС от 18 ноября 2014 года № 721/14 должен быть в обязательном порядке опубликован на официальном сайте ФАС России.
А удаление текста мирового соглашения из базы судебных решений противоречит принципам гласности судопроизводства и соответствующим положениям Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
К сожалению, это далеко не первый случай, когда ФАС прямо или косвенно действует в интересах крупных иностранных компаний, на нашем сайте размещены только некоторые примеры подобных случаев. При этом, ФАС проводит политику двойных стандартов — при «благосклонности» к крупным иностранным компаниям регулятор подходит к отечественному малому бизнесу со всей строгостью закона. Например, в отношении малого бизнеса, в отличие от крупных иностранных компаний, ФАС России не предлагает в инициативном порядке снижение штрафов, тем более в 50-кратном размере. В результате суды вынуждены постоянно смягчать наложенные ФАС России штрафы для отечественного малого бизнеса по малозначительности нарушения либо тяжелого финансового положения предпринимателей(примеры 1, 2, 3, 4 и 5). Более того, Конституционному суду пришлось принимать специальное решение, что штраф ФАС не должен разорять малый бизнес.
Между тем грузооборот морских портов продолжает расти – по данным Ассоциации морских торговых портов, за семь месяцев он увеличился на 10,5% до 449 млн т.