В конце марта, Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов направил письмо в Аппарат Правительства предложения по повышению конкурентоспособности несырьевых экспортеров, в котором было отмечено, что в конце прошлого года на Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ Владимир Путин обозначил цель — значительное увеличение российского несырьевого экспорта. Учитывая сохраняющуюся высокую зависимость российской экономики и бюджета от экспорта энергоносителей, обострение международной конкуренции, ускорение процесса инноваций, который некоторые специалисты уже охарактеризовали «четвертой промышленной революцией», задачи, поставленные Президентом не просто важны, от их выполнения зависит будущее нашей страны, ее целостность и место в мире.
Между тем, несырьевые экспортеры, машиностроительные предприятия, успешно конкурирующие с импортной продукцией на внутреннем рынке, то есть решающие задачу по импортозамещению продолжают сталкиваться с претензиями, зачастую необоснованными, со стороны контрольно-надзорных органов. Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила серию дел против ряда предприятий несырьевых экспортеров. Такие действия подрывают усилия Президента по решению задач импортозамещения и форсированию несырьевого экспорта. Такие действия ставят отечественный бизнес в неравные условия, поскольку к его зарубежным конкурентам как правило, применяются более либеральные требования антимонопольного контроля (а к средним машиностроительным предприятиям в развитых странах – не применяются вообще). Более того, поскольку в отношении некоторых несырьевых экспортеров возбуждена целая серия дел, такие действия могут иметь признаки коррупционной и заказной направленности.
В связи с этим считаем целесообразным повысить качество анализов рынка ФАС. Рынки продукции с высокой степенью переработки необходимо рассматривать как мировые (они по факту таковыми и являются), а не региональными или национальными. Это позволит корректно определить долю российских несырьевых экспортеров как незначительную, и не привлекать их за злоупотребление доминирующим положением. А также нужно отметить, что ФАС возбуждает дела против несырьевых экспортеров и субъектов импортозамещения, называя «естественными монополистами» по факту наличия у них объектов коммунальной инфраструктуры, электросетевого хозяйства и т.д. Предлагается проработать вопрос о передаче в муниципальную собственность указанных объектов промышленных предприятий, в первую очередь, успешных несырьевых экспортеров и субъектов импортозамещения. Целесообразно ввести в Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ изменения, не позволяющие признавать субъектом естественной монополии предприятие, если доля от указанных видов деятельности в выручке не превышает 20%.