В программе «Демидович. Реальная экономика» на РБК-ТВ была поднята животрепещущая тема, когда что ни день то Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вскрывает очередной картель, а именно «Борьба с картелями». По оценкам представителей антимонопольного органа более 80% от общего числа выявленных ФАС картелей приходится на сговоры при госзакупках. Ущерб от них составляет до 40% от начальной цены контракта, бюджет теряет сотни миллиардов рублей. Насколько эффективно ведётся борьба с картельными соглашениями? В программе приняли участие Сазонов Всеволод Евгеньевич — д.ю.н., адвокат, Тенишев Андрей Петрович — начальник Управления по борьбе с картелями ФАС и Новиков Вадим Витальевич — старший научный сотрудник РАНХиГС, член Экспертного совета при Правительстве РФ.
В программе Всеволод Сазонов задается вопросом, а «действительно ли ФАС проводит борьбу с картелями которые оказывают влияние на экономику, либо речь идет о предприятиях малого и среднего бизнеса, которые формально подходят под категорию предприятий заключающих картельные соглашения и ФАС в своем количестве, говоря о сотнях дел, как раз об этих предприятиях и говорит?» Также он отмечает, что ФАС уделяет внимание только российским предприятиям обходя стороной иностранцев, так как «именно они являются сторонами этих сговоров» и приводит пример одного из дел ФАС, по которому были оштрафованы российские сервисные компании заключившие соглашения с компанией Renault, о проведении ремонтных работ только определенных машин. «При этом сама Renault обязавшая наши компании это делать ушла от наказания. При этом в иностранных государствах — в Евросоюзе, в Америке как раз пристальное внимание уделяется тем компаниям которые не базируются на территории этой страны».
Также он напомнил о делах ФАС по рыболовству: «И 2 и 3 года назад ФАС рапортовала об известном деле пангасиуса. Что происходит потом. Наши предприятия несколько лет бьются в судах и оказывается что ФАС неправа и только в этом году полностью признали незаконными действия ФАС о наложении штрафов. … При этом суды установили, что ФАС не доказала ни наличие картеля, ни проанализировала российский рынок, ни иностранный рынок, так как рыба ввозилась из Вьетнама. И на самом деле по вине Вьетнамской стороны ее ввозили меньше, по вине Россельхознадзора были поставлены заградительные барьеры. … В результате ФАС превращается в дубинку не против картелей, а против сотен тысяч российских предприятий, потому что возбуждаются дела о повышении стоимости на 50 коп./50 руб., известное дело по батутам, над которым смеется вся страна».