Руководитель Федеральной антимонопольный службы (ФАС) Игорь Артемьев дал интервью телеканалу Вести-24. Наш анализ показывает, что оно носит предвыборный характер. Не только потому, что Артемьев является членом политкомитета формально оппозиционной партии «ЯБЛОКО», участвующей в думских выборах 18 сентября, но и потому, что после этих выборов возможны перестановки в Правительстве. Глава ФАС, занимающий свой пост беспрецедентные 12 лет, всеми правдами и неправдами стремится сохранить или даже укрепить свои позиции. В интервью прозвучали следующие важные моменты:
1. Артемьев впервые подчеркнуто занял позицию«Крым наш», проявив солидарность с руководством полуостровав вопросе отмены роуминга (при том, что его партия «ЯБЛОКО» официально не признает «аннексии» Крыма). Напомним, вопрос к ФАС по роумингу в Крыму был задан более года назад, и тогда служба ограничилась предупреждением, после которого цены только выросли. И. что самое интересное. на повышение цен реакции ФАС не последовало. Дошло до того, что месяц назад после критических высказываний главы Крыма Сергея Аксенова ФАС официально заявила, что все нормально, роуминг является «объективной реальностью и технически обоснован». А год назад Артемьев заявил, что ничего страшного в запрете поставок продукции Apple в Крым нет. ФТК (антимонопольное ведомство США) уже давно возбудила бы на месте ФАС дело, за то, что иностранный монополист ограничил конкуренцию и ущемил интересы потребителей, закрыв доступ в онлайн-магазин приложений AppStore с территории Крыма, а также создала дискриминационные условия крымским разработчикам, лишив их доступа к порталу, запретив использовать свой софт и потребовала уничтожения всех материалов, которые уже были использованы специалистами.При этом отметим, что аналогичная ситуация с Apple была и у Google, когда никакой реакции в отношении нарушений со стороны компаний не последовало. Дело же против Google по жалобе Яндекса было возбуждено под сильным нажимом Администрации и ФСБ.
Истинное лицо Артемьева – это по прежнему непризнание «аннексии» Крыма, и явный или скрытый саботаж всех поручений разобраться с иностранными монополистами. Нынешнее «Крымнаш» — не более чем трюк для того. Чтобы удержаться у власти после думских выборов.
2. Артемьев проговорился, что нигде в мире нет такой («прозрачной») системы госзакупок, как в России (в ее создании он принял самое активное участие).Видимо, американцы и европейцы полные дураки, потому что не следуют примеру России и не выставляют все свои госзакупки на всеобщее обозрение. Кстати, это только у нас созданная Артемьевым система госзаказа породила тотальную коррупцию, устранила из госзаказа отечественный реальный сектор малый бизнес. Во всем мире обществу важно, как и чему школы учат и как больницы лечат, а в России — по какой процедуре они покупают мебель и скрепки. Именно потому падает качество отечественного образования, что чиновники контролируют процесс, а не результат.
Но в отличие от Крыма, Артемьев в этом вопросе не сделал нужных выводов. Более того, в интервью он по сути предложил вернуться к закону 94-ФЗ, который, по его словам, защищал предпринимателей. Напомним, тогда 70% госзаказа шли через аукционы (в Великобритании и Корее – по 5%, в остальных странах еще меньше). Аукцион – эффективное средство для покупки стандартных товаров, но его использование для закупки сложной техники и услуг – нонсенс везде. Кроме России. Чрезмерное распространение, по инициативе ФАС, аукционов на услуги и сложные товары в 2006-2013 гг. привело к увеличению количества посредников, мошенническим схемам с бюджетнымисредствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падениюкачества и срывустроительныхработ (а также никто в мире не проводит аукционы по строительным работам), отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. Как «эффектиный» и «устраняющий» коррупцию способ закупки аукцион в редакции ФАС, наглядно показала гибель школьников в Карелии (ФАС несколько раз проверяла Департамент социальной защиты населения города Москвы и не нашла нарушений). Использование электронных аукционов не снижает, а зачастую повышает коррупцию в госзаказе, декларируемая экономия бюджетных средств – мнимая, и основана не на сопоставлении с рыночными ценами на аналогичные товары, а на падении цен от произвольно определяемой начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, исследования НИУ-ВШЭ показывают, что даже такие стандартные товары, как дизельное топливо, бензин и персональные компьютеры для госнужд на аукционах покупаются оптом по ценам выше рыночных розничных. Данные факты остаются без внимания ФАС.
94-ФЗ, к которому предлагает вернуться Артемьев, многие эксперты называют худшим законом России, и он нанес стране колоссальный урон. Так что если любимое детище Артемьева, 94-ФЗ, и защищал предпринимателей, то преимущественно однодневок, гринмейлеров и иностранные корпорации.
Такая деструктивная позиция Артемьева может быть связана как с откровенной работой против национальных интересов, так и чисто банальными коррупционными причинами – его связь с некоторыми электронными площадками, на которых проходят аукционы, широко известна.
3. В очередной раз глава ФАС обвинил своих «врагов». Это «госкомпании, олигархические группировки и прочих коррупционеров», которые мешают ФАС перевести все закупки госкомпаний в электронную форму. Закупками госкомпаний безусловно занимаются не святые люди. Но, во-первых, сейчас есть как минимум 2 конфликтующие версии законопроекта о переводе их в электронный формат – от ФАС и от Минэкономразвития, которые не согласовали свои позиции. Во-вторых, регулирование закупок госкомпаний в версии ФАС – это когда лекарство хуже болезни. Уже пошли проблемы у госкомпаний и у ОПК из-за ФАС — регулятор требует выбирать самый дешевый вариант, а это китайский контрафакт, из-за чего уже пошли аварии на оборонных заводах и срывы. Также ФАС требует дробить лоты –например.проводить отдельно торги по проектированию, монтажу, наладке и закупке оборудования. Это также вносит сумятицу, способствует появлению на торгах сомнительных посредников и срывам производственных процессов. Преследуя свои интересы по расширению полномочий и изысканию коррупционной ренты, руководитель ФАС выступает против лучших коммерческих практик в закупках – переторжки, конкурентных переговоров, контрактов жизненного цикла, принципа 60:40 и вообще принципиально против отказа от принципа «победитель торгов получает все».
Наводить порядок в закупках госкомпаний нужно. Самый лучший способ – это приватизация части госкомпаний, тогда собственник сам будет заинтересован в эффективных закупках. Госкомпаниям нужно расширять использование лучших мировых бизнес-практик в закупках. С госкомпаний нужно жестче спрашивать за результат, в т.ч. финансовый, а не усиливать бессмысленный и мелочный контроль за процессом, как предлагает Артемьев. Расширение использования информационных технологий не должно сводиться к доказавшей свою неэффективность практике аукционов на связанных с руководством ФАС электронных площадках.
4. Артемьев «в 20-й раз повторяет», что не хочет регулировать торговлю, «отдал бы эти полномочия кому-нибудь другому». Вместо этого Артемьев хочет заниматься Газпромом: «Когда нас отправляют не анализировать работу Газпрома, а смотреть цены на гречку по всей стране, тем самым мы микроскопом забиваем гвозди. Потому что мы умеем делать то и не умеем делать это».
Как ФАС «умеет» работать с«Газпромом», мы прекрасно знаем. В декабре 2013 года ФАС обвинила группу лиц «Газпрома» в злоупотреблении доминированием при проведении закупок труб большого диаметра (ТБД), используемых для строительства и ремонта нефте- и газопроводов. Однако после долгих разюирательств дело против компаний было закрыто как группы лиц, а ООО «Газпром центрремонт» получило всего лишь устное замечание. Это при том, что малый бизнес ФАС штрафует по поводу и без повода на суммы, которые зачастую превышают прибыль бизнеса.
В начале 2016 г. Артемьев дал рекомендации «Газпрому» отказаться использовать словосочетание «национальное достояние» в своей рекламе, что произвело эффект разорвавшейся бомбы в СМИ. Однако закон «О рекламе» не предусматривает такой формы реагирования, как выдача рекомендаций. Другими словам, руководитель ФАС попросту нарушил закон, ограничившись рекомендациями, а не возбудив дело со штрафом, как в отношении (зачастую безобидных) рекламных слоганов малого бизнеса. В довершении, ФАС снял свои претензии, т.к. «Газпром» доказал, что под «национальным достоянием» в его рекламе понимается не компания, а богатства нашей страны. ФАС так и не смогла добиться отмены конкурса по магистральному газопроводу «Сила Сибири» и освободила «Газпром» от штрафа.
3 года Артемьев доказывал, что не надо принимать закон об иммунитетах малому бизнесу от антимонопольного преследования, поскольку есть де «локальные монополии», и он будет жестко наказывать малый бизнес если тот будет «нарушать». Теперь, когда закон об иммунитетах принят, Артемьев просит направить его на «Газпром», что у него есть для этого все ресурсы («микроскоп»). Однако все 13 лет, пока Артемьев руководит ФАС, ведомство закрывало глаза и на рост тарифов, и на раздувание непрофильных расходов и активов, и на дискриминацию поставщиков, и на фактический провал газификации – она в России до сих пор ниже, чем даже на Украине. Немногочисленные дела ФАС против «Газпрома» больше напоминали слона и моську.
5. Артемьев сообщил, что ФАС «должна возбудить» свыше 1000 дел по медицинским картелям на 1100 аукционах по поставкам лекарств и медоборудования (интересно, что мешало сделать это ранее). «В какой-то бане компании собираются, договариваются, тебе этот подряд, тебе этот. Если я беру подряд, я с тобой делюсь 10% заказа. И многие структуры на рынке представляют из себя уже криминальный мир», — говорит Артемьев. При этом необходимо отметить, что многие аукционы, которые объявляют госзаказчики невозможно выполнить самостоятельно. Пример – так называемый швейный картель. Вместо того, чтобы порекомендовать МВД дробить лоты, ФАС решила наказать участников картеля – 90 швейных фабрик, почти все субъекты МСП. Те, кто хотя бы немного занимались бизнесом, понимают, что договориться такому большому количеству участников рынка просто физически невозможно. Более того, Согласно нашим исследованиям, (к аналогичным выводам пришли эксперты РАНХиГС и «Деловая Россия»), свыше 60% дел ФАС по статье 11 135-ФЗ возбуждены против субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). А по данным Счетной палаты собираемость штрафов по указанной деятельности ФАС составляет 16%, а куда деваются остальные 84%, остается только гадать. По сути, это означает не только крайне низкую эффективность антикартельной деятельности, ведущую к потерям бюджета, но колоссальную коррупциогенность и отсутствие должного контроля со стороны руководства ФАС за надлежащей выплатой штрафов нарушителями антимонопольного законодательства.
Дальше больше. Артемьев по сути обвинил правоохранительные органы в бездействии – «У нас ничего нет, ни пистолетов, ни пулеметов, ни ОРД, у нас 70% женщин которые ходят проверять этих негодяев. Мы просим помогите нам в течение 15 лет». Отметим, что тем самым Артемьев ставит под сомнение поручения руководства страны об уменьшении давления на бизнес со стороны правоохранительных органов. Об этом неоднократно говорил и Дмитрий Медведев. Владимир Путин также неоднократно призывал силовиков и правоохранителей перестать «кошмарить» бизнес, поскольку это «разрушает деловой климат». Более тогою, в июне 2016 г. на Петербургском экономическом форуме Путин поручил до 1 октября 2016 г. ввести ответственность правоохранителей за давление на бизнес.
Силовики, похоже, сигнал Президента услышали. Столь резкие и контрастирующие с Президентом заявления Артемьева означают одно – последний пошел ва-банк, выражая в том числе интересы недобросовестной части силовиков по сохранению коррупционной ренты в виде возбуждения уголовных дел против предпринимателей и сорвать выполнение поручения Президента к 1 октября.
6. Впервые прозвучали и откровенно патриотические нотки. Высокие цены на лекарства связаны по мнению главы ФАС с плохими практиками западных компаний, которые ведут себя у нас как в Африке. Напомним, что за конкуренцию Артемьев отвечает уже почти 13 лет, за контроль госзакупок – почти 11. Именно столько лет он закрывал глаза на злоупотребления иностранных компаний в России. Именно благодаря его любимому детищу 94-ФЗ «худшие практики» фармкомпаний так распространились в госзакупках. За все время нахождения руководителя ФАС у руля, в отношении иностранных компаний дела возбуждались в соотношении 0,05%к числу дел в отношении отечественных.