Министерство экономического развития резко негативно отнеслось к разработанному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) Национальному плану развития конкуренции на 2017—2018 годы. Министерство раскритиковало документ практически полностью. Минэкономразвития посчитало что много пунктов которые входят в зону компетенции Правительства, а указанный ряд инициатив уже закреплены и реализуются, а частично даже нецелесообразны. При этом документ затрагивает увеличение полномочий ФАС в части координации деятельности с правоохранительными органами через Генпрокуратуру, а также закрепление за собой таких видов контроля за конкуренцией, как контроль в регионах, в отдельных отраслях, в импортозамещении. Необходимо отметить, что отрицательный отзыв ФАС получила и от антимонопольного эксперта «Деловой России» Алексея Ульянова, который направил соответствующее письмо в адрес Правительства. В нем он отмечает, что вопросы развития конкуренции важны для развития экономической мощи нашей страны, тем более что ст. 8 и 34 Конституции отмечена поддержка конкуренции и свобода предпринимательской деятельности. Он приводит ряд моментов, которые также не согласуются с законодательством:
Проект Указа Президента «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики» содержит поручения всем органам власти, включая Президента, Правительство, Верховный суд, Генеральную прокуратуру и другие надзорные органы, что противоречит ст. 10, 15, 73 и 90 Конституции, а также действующему законодательству. Тем самым ставя ФАС на уровень выше других органов исполнительной власти, и Правительства. В мировой практике, антимонопольные органы не имеют подобных статусов.
ФАС продолжает настаивать на «эффективности» электронных аукционов при осуществлении госзакупок. Тем самым возвращаясь к практике предшественника 44-ФЗ – 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Если посмотреть на наш опыт распространения аукционов, то мы увидим, что это привело к увеличению посредников, вытеснению конечных производителей, мошенническим схемам, демпингу, падению качества и срыву строительных работ, а также отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. А также вспомним случай с гибелью школьников в Карелии. А мировой опыт показывает, что электронные аукционы составляют не более 5% в Корее и Великобритании, в других странах еще меньше.
ФАС подготовила документы, которые снимают с нее ответственность за монополизацию российской экономики и перекладывают ее на Правительство и Президента. В них предусмотрены внесение изменений в положения об органах исполнительной власти и предоставление отчетов в ФАС по развитию конкуренции, что является прямым нарушением прав госорганов. Отметим, что ФАС сама несет ответственность за неудовлетворительное состояние конкуренции в России.
ФАС хочет провести ревизию программы импортозамещения (кроме фармацевтики и производства продовольствия), согласованную Владимиром Путиным и являющуюся приоритетной. Хотя уже программа дает свои положительные плоды.
Также ФАС предлагает отказаться от промышленной политики в России, через признание недопустимым введение и сохранение ранее введенных любых ограничений и запретов, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов деятельности, поскольку последняя а-приори предполагает введение «дискриминационных» (с точки зрения антимонопольного законодательства) условий. В документах отмечен запрет на приобретение государством акций хозсубъектов, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках. При этом мировоцй опыт показывает совершенно другую картину, во Франции доля 20% Renault принадлежит Правительству, в Германии 20% компании Volkswagen принадлежит Саксонии, в США в момент кризиса государству принадлежало 60% General Motors, что позволило спасти компанию от банкротства, в Китае, Правительство сохраняет пакеты в 1000 крупных предприятий.
В документах, вызвавших такую бурную реакцию бизнеса и Правительства, ФАС хочет реализовать новые виды госрегулирования, которые уже были признаны экспертным сообществом нецелесообразными и избыточными. Регулятор хочет распространить антимонопольное законодательство на результаты интеллектуальной деятельности, а также хочет иметь право выдавать предписания об утверждении правил торговой практики.
ФАС не предусмотрела конкретных действий по регулированию тарифов естественных монополий.
Еще ФАС хочет ввести систему внутреннего предупреждения нарушений в компаниях, которая состоит из оценки рисков самой компанией и соответствующих мер по их снижению, т.н. антимонопольный комплаенс. При введении подобной системы регулятор при выявлении нарушения может снизить «оборотный» штраф на 1/8. По представлению ФАС система будет обязательной для всей экономики, включая малый бизнес и некоммерческие организации. Можно сделать вывод, что выиграют от этого только крупные компании. Нами был проведен анализ антимонопольного законодательства в США, Европейском союзе и Великобритании. Ни в одной из указанных стран антимонопольный комплаенс не является обязательным для каких-либо видов деятельности. Субъекты естественных монополий вынуждены будут включить расходы на проведение комплаенса в тариф. Для ГУПов и МУПов внедрение антимонопольного комплаенса может потребовать дополнительных бюджетных расходов. Также отметим, что естественно-монопольные виды деятельности в виде собственных котельных, объектов сетевого или коммунального хозяйства есть у всех промышленных, большинства научных и сельхозпредприятий, и даже у индивидуальных предпринимателей, ТСЖ, гаражных кооперативов и т.д.
Еще ФАС хочет включить дисциплину «конкурентное право» в программы высшего образования. Что приведет к увеличению антимонопольных юристов, а их число сейчас уже избыточно. тем более что у ФАС стоит задача уменьшение количества возбуждаемых дел по основным составам, которые на данный момент превышает аналогичные показатели всех стран вместе взятых.