8316_tsenovoy-gradus-povyshaetsyaВ декабре 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила доклад в Правительство РФ о ситуации на алкогольном рынке, который содержит целый ряд абсолютно неприемлемых предложений. Так, предложение вернуть алкогольные напитки в ларьки и другие места нестационарной торговли повысит и без того одну из самых высоких в мире доступность алкоголя в РФ (1 точка продажи в РФ приходится на 500 человек, а в Швеции и Норвегии – на 20-30 тыс.). Предложение снизить минимальную цену на алкоголь крепостью ниже 38 градусов приведет к распространению суррогатной водки и росту смертности. Предложение заморозить акцизы на крепкий алкоголь до 2018 г. повысит его ценовую доступность, что уже вызвало, как показал опыт 2014-2015 гг. рост смертности. Предложение лишить субъекты РФ права вводить запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей самым негативным образом скажется на здоровье подрастающего поколения, вызовет конфликт с региональными элитами[1]. ФАС России активно противодействует ограничению использования вредной пластиковой (ПЭТ) тары для розлива алкогольной продукции[2]. Все эти предложения объединяет то, что для их обоснования лоббисты используют исключительно мифы и подтасовку цифр, вводя тем самым в заблуждение руководство страны.
Так, неразрешенная до конца проблема сверхсмертности населения обусловлена злоупотреблениями алкоголя (см. график) и так называемой «северной культурой потребления спиртных напитков» (преобладает потребление водки). В частности, в России продолжительность жизни мужчин, несколько раз падавшая ниже 60 лет, несопоставима со странами, имеющими сходный с РФ уровень душевого дохода и развития здравоохранения. В 1985-1986 гг. антиалкогольная кампания (при всех перегибах, таких как вырубки виноградников) привела к сокращению смертности на 1,2 млн. человек и росту продолжительности жизни мужчин на 5 лет. Это был самый быстрый рост продолжительности жизни в мирное время. Напротив, в начале 2000-х гг. рост доходов и уровня жизни сопровождался снижением продолжительности жизни и ростом смертности (вместе с ростом потребления алкоголя). Начиная с 2006 г., руководство страны целенаправленно работает над снижением алкоголизации населения. По сравнению с прежними подходами политику последних лет отличает системный и последовательный характер – все вводимые меры имеют серьезное научное обоснование, опираются на данные исследований российского и мирового опыта. Внедрение таких мер как повышение цен и акцизов на алкогольную продукцию, запрет продажи алкоголя в киосках, запрет на всей территории России «ночной продажи» и ограничение рекламы алкоголя, введение минимальных цен, ужесточение контроля за качеством спиртосодержащей продукции, успешная борьба с производством и реализацией нелегального алкоголя, а также ряд других инициатив, привели к значимым положительным результатам. Благодаря им:

  • Россия вышла на 1 место в мире по темпам снижения смертности и темпам роста продолжительности жизни среди среднеразвитых и высокоразвитых стран;
  • общая смертность понизилась с 2,3 млн. человек в 2005 г. до 1,87 млн. в 2013 г., т.е. почти на полмиллиона смертей в год;
  • смертность от алкогольных отравлений снизилась вчетверо – с 40 до 9,7 тыс. в год[3];
  • впервые ожидаемая продолжительность жизни превысила 70 лет, и в 2014 году составила 71 год;
  • смертность мужчин трудоспособного возраста снизилась на 30%;
  • убийств стало в 2,5 раза меньше, чем на момент начала активной антиалкогольной политики;
  • количество новых случаев поступления детей в детдома снизилось на 53 тыс. в год.

Безымянный

В результате эффективной кампании последних лет в стране существенно (с 15,8 до 11,6 литров на человека в год) сократилось потребление алкоголя. Примечательно, что налоговые поступления от алкогольной отрасли выросли. Это опровергает мифы, распространяемые алкогольным лобби, что повышение акцизов приводит лишь к росту продажи нелегальной и контрафактной продукции, самогоноварения. Социологические исследования отмечают резкое снижение потребления самогона, начиная с 2000-х гг., оно продолжает снижаться и после роста акцизов.
Тем не менее принятые меры нельзя признать достаточными. И хотя в стране в целом с 2013 по 2015 гг. имеет место естественный прирост населения (20-40 тыс. ежегодно), если из этих данных вычесть показатели Северо-Кавказского федерального округа, то убыль населения, к большому сожалению, по прежнему не преодолена, и остается серьезным вызовом национальной безопасности. По оценкам ВОЗ и в 2014 г., несмотря на существенное сокращение алкогольной сверхсмертности, ежегодно до полумиллиона смертей в РФ прямо или косвенно связаны с алкоголем, и здесь нашей стране по-прежнему принадлежит печальная пальма первенства. Смертность от случайных отравлений алкоголем (а это лишь верхняя часть «айсберга», фиксируемая Росстатом) в сотни раз превышает показатели стран ЕС. При этом в настоящее время даже уже принятые руководством страны решения, давшие положительную динамику роста социальных и демографических показателей, могут быть сведены на нет. Причем «удар в спину» России наносят те государственные структуры, которые призваны, напротив, держать алкогольный рынок под контролем. Вышеупомянутый доклад ФАС России не является случайностью.

Итак, какие же лица и группы, заинтересованные в производстве и продаже алкоголя, выступают с предложениями по ослаблению или полной отмене самых результативных президентских мер? В настоящее время приняты следующие решения:

  • легализация нового вида суррогатного алкоголя – «пищевых ароматизаторов» с содержанием этилового спирта до 95% (ранее 1,5%), что привело к появлению безакцизной т.н. «казахстанской водки»[4];
  • снижение минимальных цен на водку в 2015 г. на 16% (с учетом инфляции не менее чем на 25%);
  • заморозка (снижение на уровень инфляции) акцизов на алкогольную продукцию в 2015 г. и на крепкие напитки в 2015-2016 г.;
  • разрешение телерекламы пива (на спортивных телеканалах и в спортивных передачах, которые очень популярны среди детей и молодёжи).

Реализация этих мер сразу привела к росту смертности с 1,87 в 2013 г. до 1,91 млн. в 2015 г. Весьма опасной тенденцией представляется умножение подобных фактов, когда чиновники и целые органы государственной власти открыто лоббируют интересы самых недобросовестных производителей алкоголя. Главный миф алкогольных лоббиcтов заключается в том, что при повышении акцизов и цен на водку россияне не снижают потребление алкоголя, а якобы переходят на нелегальную продукцию и суррогаты. Это не так. В реальности рост цен и акцизов после 2011 года привел не только к значительному (более чем на 70 млрд. руб. в год) росту доходов бюджета, но и к реальному сокращению потребления алкоголя, о чем говорят данные о снижении на 25% количества смертей от алкогольных отравлений только за последние 3 года. И только в 2015 г. смертность от алкогольных отравлений опять начала расти – именно тогда, когда были снижены минимальные цены на водку, что, по мнению алкогольного лобби, чьи интересы отстаивает ФАС России, должно было привести к обратным эффектам – сокращению доли контрафактной продукции и суррогатов, и снижению смертности. Таким образом, повышение акцизов будет способствовать не только снижению смертности, но и преодолению бюджетного кризиса в условиях падения цен на нефть.

Проблемы же нелегального алкоголя необходимо решать не через снижение цен на водку, а через ликвидацию многочисленных пробелов в уголовном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях, из-за которых правонарушения в сфере нелегального производства и оборота алкоголя остаются безнаказанными. Главным поставщиком нелегального алкоголя является не население с самогонными аппаратами и не контрабанда, а водочные предприятия, производящие нелегальную продукцию в третью смену. Здесь важно отметить, что положительную роль сыграл т.н. «ночной запрет» продаж алкоголя (продажа запрещена с 23.00 до 8.00 на федеральном уровне, субъектам РФ дано право увеличить время запрета). Однако обозначенные временные рамки представляются слишком мягкими. Введенный в СССР запрет продавать спиртное до 11.00 предотвращал прием последнего в начале рабочего дня. И эту меру надлежало бы применить и в наши дни.

Еще один миф – это то, что рост доступности алкогольной продукции якобы снимет недовольство населения в кризис. В реальности опросы показывают, что россияне поддерживают антиалкогольные меры, и отказ от них наоборот может подорвать доверие к власти. Так, опрос ФОМ в августе 2014 г. показал, что россиян, выступающих за повышение цен на водку, больше, чем тех, кто против этого. Недобросовестные чиновники, пролоббировавшие снижение минимальных цен на водку и замораживание акцизов, просто подставляют под удар всю систему российской государственности и, в первую очередь, Президента, которого избрал и которому доверяет российский народ. И которому не нужна дешевая водка, чтобы выиграть выборы.

В целом, согласно расчетам РАНХиГС, предлагаемые изменения приведут к росту связанных с алкоголем смертности, заболеваемости (в том числе сердечно-сосудистой), социальных проблем, и будут стоить России до 380 тыс. дополнительных смертей ежегодно, а к 2030 году унесут жизни более четырёх миллионов наших соотечественников (и особо пострадает при этом численность мужчин трудоспособного возраста). Катастрофическая убыль населения в 1990-е годы и после 1998 г. показывает, что повышение доступности алкоголя в кризис приводит к массовому росту смертности и понижает конкурентоспособность страны. Наш анализ показывает, что защита интересов алкогольного лобби со стороны руководства ФАС России носит системный характер. ФАС России возбуждает дела против администраций субъектов РФ, вводящих запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей, несмотря на проигрыш ФАС России подобных дел в Верховном и Высшем арбитражном судах. Неприемлемыми, на наш взгляд, являются дела ФАС России против губернатора Амурской области О.Н. Кожемяко за ограничение реализации алкогольной продукции во время наводнения, и против Администрации г. Ханты-Мансийска – во время школьных выпускных. Видимо, для алкогольных лоббистов не представляет проблемы наживаться даже на горе людей, ставших жертвами стихийных бедствий, и на здоровье подрастающего поколения. Все вышеупомянутые решения ФАС России суды признали незаконными. В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование пластиковой (ПЭТ) тары (в РФ в ПЭТ-тару розливается 40% пива, в других странах, за исключением Украины и Болгарии – 0%) руководство ФАС России координировало свои действия с иностранными пивными компаниями (контролируют свыше 80% российского рынка) и посольством США.

Наши предложения базируются на том, что Россия относится к группе стран с т.н. северным типом потребления спиртных напитков, поэтому необходимо воспользоваться опытом стран этой группы[5], который в целом сводился к стимулированию перехода с более крепких (водка, виски) на более легкие напитки (вино[6] и пиво), уменьшение потребления алкоголя за счет ограничений по времени, цене, месту, ёмкости тары в которых продается алкоголь.

Таким образом, представляется целесообразным:

  1. Отклонить предложения, сформулированные в Докладе ФАС России.
  2. Повысить минимальную цену на водку в 2016 г. минимум до 250 рублей с последующим повышением в 2017-2018 гг. темпом, опережающим инфляцию.
  3. Провести в 2016 г. увеличение всех акцизов на алкогольную продукцию не менее чем на 20-25%, но одинаковым образом для всех видов напитков[7].
  4. Уравнять акцизы на спиртосодержащую продукцию с акцизами на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%[8],
  5. Увеличить время «ночного запрета» продажи алкоголя (вместо «с 23.00 до 8.00» как минимум «с 21.00 до 10.00»).
  6. Ввести ограничение в 1 л. на размер любой тары для продажи алкогольных напитков. Ввести полный запрет на использование ПЭТ-тары.
  7. Разработать и принять федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в РФ», включающий в соответствии с международным опытом введение классификации вин по географическому признаку, определение места происхождения сырья для производства вина, упрощение системы контроля за производством вина из отечественного винограда и т.д., упрощенный порядок лицензирования и контроля за отечественными виноделами. Помимо влияния на демографию, этот закон поддержит местное производство. Положительный эффект от его введения будет иметь место в области занятости и налоговых отчислений в южных регионах страны, включая Крым, повышении качества и отказ от использования «виноматериалов».
  8. Ужесточить требования к качеству алкогольной продукции (особенно актуально для пива и винодельческой продукции). Ввести запрет на розничную продажу энергетическихалкогольных коктейлей на всей территории страны[9].
  9. Обязать точки розничной продажи алкогольной продукции оборудовать специальные секции, помещения для торговли алкоголем, закрывающиеся на время ночного запрета (что облегчит контроль за его соблюдением и контроль за реализацией контрафакта).
  10. Вывести крепкий алкоголь в специализированные магазины, установив предельное соотношение 1 лицензия на розничную реализацию крепкого алкоголя на 20 тыс. городского населения и 5 тыс. сельского.
  11. Ужесточить ответственность за торговлю нелегальным алкоголем, снижение пороговых барьеров для применения санкций.
  12. Наложить мораторий на все изменения в законодательстве, увеличивающее доступность алкоголя по времени, месту и условиям продажи.
  13. Ввести полный запрет рекламы алкогольной продукцииво всех средствах массовой информации.
  14. Установить законодательный запрет на дистанционную продажу алкогольной продукции с введением серьезных санкций за нарушение этого запрета.

 

[1] Примечательно, что в своем докладе ФАС России дает отрицательную оценку повышению возраста допустимости употребления алкоголя с 18 до 21 года, которое еще не вступило в силу. Такое внимание к одной из, еще не реализованных инициатив, является признаком действий ФАС России в интересах алкогольного лобби, которое обеспокоено, что молодежь не «успеет» пополнить ряды их потребителей.
[2] За исключением Украины и некоторых балканских стран ПЭТ-тара для розлива алкогольной продукции в промышленных масштабах не используется.
[3] Этот показатель не отражает всех демографических потерь от злоупотребления алкоголем. Так, со злоупотреблением алкоголем прямо или косвенно связано больше половины смертности от убийств, самоубийств, ДТП, случайных утоплений, а также значительная доля смертей от сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Также злоупотребление алкоголем прямо или косвенно влияет на высокие показатели, которые занимает наша страна по числе поступлений детей в детдома, производственного травматизма, преступности, разводов и т.д.
[4] Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июля 2013 г. N 441-ст был утвержден Межгосударственный стандарт “Ароматизаторы пищевые. Общие технические условия” ГОСТ 32049-2013.
[5] Не только Скандинавия с ее жестким вариантом государственной монополии на спиртное, но и Прибалтика, Польша, Шотландия, Канада и США.
[6] Вино при этом является более предпочтительным. В демографии есть понятие «французского феномена» — эта страна – один из мировых лидеров по потреблению алкоголя на душу населения и одновременно – по продолжительности жизни. Причина – абсолютное преобладание потребления вина, а также культура потребления (небольшие дозы относительно частого разового потребления).
[7] Что сохранит указанную выше пропорцию в обложении крепких напитков, пива и вина, снимет обвинения в лоббировании тех или иных видов напитков, послужит демонстрацией равного и справедливого подхода ко всем участникам рынка.
[8] В нынешних условиях – поднять с 400 до 500 руб. акциз для первой из упомянутых групп.
[9] По состоянию на декабрь 2015 г. запрет установлен в 38 субъектах РФ.