15.03.2015 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла изменения в Приказ №220 «О порядке проведения анализа конкурентной среды на товарном рынке». Часть замечаний «Деловой России» учтена. Теперь анализ по ст. 11 (антиконкурентные соглашения) станет обязательным — и голословные обвинения за любой договор будет делать сложнее. Уменьшена свобода действий чиновников ФАС при выборе методов анализа рынка, данных и определении границ рынка, введены требования к обоснованности опроса потребителей (выборка, результаты), установление требования к структуре аналитического отчета. Анализ рынка теперь обязано включаться в текст решения ФАС. А границы товарных рынков теперь могут выходить за пределы РФ.
Это результат недавно начатой работы Минэкономразвития, когда стала проводиться ОРВ не законопроектов, а уже действующих актов. Приказ ФАС № 220 попал в ТОП-5 наиболее проблемных подзаконных актов среди всех органов исполнительной власти, по которым была начата работа в первую очередь. Неудивительно, ведь начиная с 2010 года своим внутренним Приказом ФАС России по сути освободила себя от обязанности проводить анализ рынка в более чем 90% случаев. А в тех немногих случаях, когда анализ проводился, у чиновников ФАС были развязаны руки при выборе данных, определении границ рынка и т.д. Публиковать анализ рынка также они не были обязаны. Это стало причиной взрывного роста числа дел после 2010 года, когда компании назывались монополистами в границах дома, чердака, городской площади, хлебозавода, и им предъявлялись голословные обвинения – «схожесть» цен, торговля через дилеров, а не напрямую с завода, «сверхприбыль» в 14 тыс. рублей в месяц и т.д.
Однако ФАС таки оставил себе множество лазеек — анализ по ч. 4 ст. 11 (иные соглашения) по ст. 11.1, 14, 15, 16 (соответственно согласованные действия, недобросовестная конкуренция, антиконкурентные действия и соглашения органов власти) по прежнему не будет проводиться.
На практике мы знаем, что применение теста гипотетического монополиста — один из «продвинутых» методов анализа рынка — не гарантирует от ошибок. Этот метод ФАС за всю свою 25-летнюю историю применял всего несколько раз, и в том числе по одному из самых курьезных дел — о кинотеатре-монополисте по попкорну в границах торгового центра. Освобождение от обязанности проводить анализ в случае естественной монополии оставляет лазейку для возбуждения дел против промышленных и сельхозпредприятий, на балансе которых есть котельная или водокачка — таких дел в практике ФАС тоже немало. Указание, что рынок может быть локальным, оставляет лазейку для антимонопольного преследования малого бизнеса.
ConsultantPlus: Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 30.01.2015) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (вступил в силу 15 марта 2015 года)