В духе логики сдержек и противовесов, которой, как считают многие эксперты, руководствуется Президент Владимир Путин, ослабление Антона Силуанова, ставшего вместо вице-премьера простым министром, должно быть скомпенсировано. В качестве такой компенсации можно рассматривать передачу Росимущества из ведения Минэкономразвития в Минфин. Не исключено, что Президент, принимая такое решение, ожидает увеличения поступлений от приватизации и дивидендов, зная о фискальном и бухгалтерском подходе Минфина. Однако учитывая специфический кадровый состав Минфина, курирующего госзакупки, перевод может аукнуться рядом негативных последствий.
Дело в том, что департамент контрактной системы Минфина возглавляет Татьяна Демидова, выходец из ФАС, супруга вице-мэра Москвы Владимира Ефимова, также выходца из ФАС. Демидову по духу и плоти можно считать воспитанницей Игоря Артемьева, которая вместе с замом последнего Михаилом Евраевым и замруком Казначейства Анной Катамадзе образуют спайку, своеобразную далеко не святую троицу, которая создала, а теперь всячески поддерживает и усиливает не имеющий аналогов в развитых странах аукционный и процедурный крен в системе госзакупок РФ. Именно аукционный крен разрушает госсектор и экономику страны в целом, убивает науку и производство, ведет к монополизации и мошенническим схемам и «стоит» бюджету минимум 2 трлн. руб. ежегодно. А процедурный крен парализует работу бюджетных учреждений и легализует коррупцию («ну и что, что мы купили ненужное по кратно завышенным ценам — процедура соблюдена, у ФАС претензий к аукциону нет»).
В рамках этой системы миллиарды рублей тратятся поддержание единой информационной системы (ЕИС) www.zakupki.gov.ru, к которой у участников масса претензий и вопросов. Несмотря на то, что информации на ней скоплено на несколько ленинских библиотек, использовать ее либо сложно, либо невозможно, особенно для малого бизнеса в регионах. Зато мошенникам зеленый свет — ЕИС пропускает подачу заявок и ценовых предложений от нескольких «участников» с одного IP-адреса. Эксперты ОЭСР удивляются, зачем ЕИС публикует данные участников торгов после их проведения — она же просто подталкивает их к сговору в будущем. При этом ЕИС не синхронизирована даже с государственными базами данных, такие элементарные вещи, как автоматическое подтверждение присутствия компании в реестре субъектов МСП с сайта ФНС, не отлажено.
Более того, мы даже не знаем, сколько точно тратится на ЕИС, информация отсутствует. И правоохранительным органам стоило бы внимательно изучить этот вопрос, учитывая что у Михаила Евраева есть опыт освоения бюджетных миллиардов на по большому счету никому не нужный портал ГИС ЖКХ.
На этом фоне «минэковский» портал www.torgi.gov.ru выглядит куда приличнее. Но вот сейчас госпожа Катамадзе уже развернула борьбу за его объединение с www.zakupki.gov.ru , которая в действующей конфигурации скорее всего пойдет по пути поглощения первого. Либо будет объявлено о создании нового единого ресурса, на котором можно отмыть очередные бюджетные миллиарды.
Кроме того, переход Росимущества под Минфин влечет за собой фактическое его сокращение. Руководитель будущего имущественного департамента Минфина Андрей Воронцов в свое время был уволен Игорем Шуваловым из РФФИ, потом разработал стратегию по реформе последнего, предусматривающего фактическое его превращение в управление из 50 человек в Федеральном казначействе. Сокращение чиновников — дело хорошее. но в такой конструкции просто нет места целям стратегического развития. Приоритет фискальных целей над целями развития погубило многие компании и целые отрасли (считается, что отставание американского автопрома началось именно тогда, когда в руководстве большой тройки — Ford, GM и Chrysler — финансисты взяли верх над «парнями из гаража»), и вряд ли приведет к требуему ускорению темпов роста российской экономики.