3 июня состоялось рассмотрение «Антикризисного законопроекта» на заседании Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, где было принято решение рассмотреть законопроект во втором чтении.
По мнению антимонопольного эксперта «Деловой России» Алексея Ульянова отклонение поправок относительно контроля ФАС за созданием ГУПов и МУПов и принятие законопроекта и принятие законопроекта, который позволит предпринимательскому сообществу не опасаться санкций ФАС – это позитивный сигнал для МСП. Также «Деловая Россия» продолжит работу в плане распространения иммунитетов на все виды соглашений малого бизнеса, исключая картельные, сообщает Ульянов.
«Антикризисный законопроект» разработан в целях сокращения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Принят законопроект Госдумой в первом чтении 15 сентября 2015 года, в рамках реализации п. 25 «антикризисного плана», утверждённого Правительством, а также на основании поручений Президента Владимира Путина, по итогам заседания Госсовета 7 апреля 2015 года, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. До сих пор второе чтение законопроекта откладывалось из-за спора о контроле ФАС за созданием ГУПов и МУПов. Как сообщает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский, унитарные предприятия существующие на конкурентных рынках, используя административный ресурс и бюджетные ассигнования убивают конкуренцию.
«Если говорить о положительных аспектах «антикризисного законопроекта», то это пункт об обязательном согласовании с прокуратурой проведения внеплановых проверок малого бизнеса. Это сохраняет внезапность проверки, но отсекает заказные мероприятия. Хотя очень опасной лазейкой является оговорка, что не подлежат согласованию с прокуратурой внеплановые проверки на предмет картельных сговоров. Это дает возможность приходить с несогласованными проверками на предмет картеля, даже если его по факту нет, впоследствии возбуждая дела по иным составам нарушений. Так, к компании «Аргус-Спектр» ФАС пришла с внеплановой проверкой на предмет картеля, но дело впоследствии возбудила по вертикальным соглашениям с дилерами. Нежелание ФАС согласовывать проверки с прокуратурой выглядит странно и может свидетельствовать о недоверии к этому ведомству. Более удачно прописаны иммунитеты по злоупотреблению доминированием. Так, больше не будет признаваться доминирующей (то есть «монополистом») компания, если ее доля на рынке меньше 35%. Малый бизнес получит иммунитет от антимонопольных статей закона о торговле, что тоже верно — этот закон писали, чтобы регулировать крупные торговые сети, а из буквального прочтения получается, что два ларька — это уже торговая сеть. Индивидуальные предприниматели и компании с выручкой менее 400 млн рублей в год также монополистами признаваться не будут.
Более удачно прописаны иммунитеты по злоупотреблению доминированием. Так, больше не будет признаваться доминирующей (то есть «монополистом») компания, если ее доля на рынке меньше 35%. Малый бизнес получит иммунитет от антимонопольных статей закона о торговле, что тоже верно — этот закон писали, чтобы регулировать крупные торговые сети, а из буквального прочтения получается, что два ларька — это уже торговая сеть. Индивидуальные предприниматели и компании с выручкой менее 400 млн рублей в год также монополистами признаваться не будут.
Исключение сделано для субъектов естественных монополий и госкомпаний — и это разумно, ведь даже небольшая по размеру выручки сетевая компания или госструктура могут ущемлять потребителей и не допускать появления конкурентов. А вот исключение для малых компаний, если в числе их учредителей есть юрлица, представляется излишним. Гражданин не становится монополистом от того, что он учредил малый бизнес не напрямую, а через принадлежащую ему же фирму» — говорит Антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов.
Законопроект должен покончить с практикой, когда малые предприятия обвиняются в монополизме, и побудить ФАС сконцентрироваться на крупных расследованиях. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что чиновники оставили себе массу лазеек для давления даже на самый маленький бизнес.
Малый бизнес, точнее компании с оборотом менее 400 млн рублей (хотя в рамках тех же антикризисных мер размер годовой выручки для отнесения бизнеса к малому повышается в 2 раза — до 800 млн рублей), по согласованным действиям иммунитета не получит. А в случае с малым бизнесом, работающим, как правило, на высококонкурентных рынках, где применим закон единой рыночной цены, ФАС за эту самую цену и карает, называя ее то сговором, то согласованными действиями. Впрочем, гораздо опаснее для малого бизнеса отсутствие в законопроекте иммунитета по «вертикальным» (продавец-покупатель) соглашениям. Это значит, что ФАС сохранит возможность преследования за договоры купли-продажи между малыми компаниями. Так, в прошлом году служба признала ИП Метелеву, арендующую помещение в 17 кв. м, организатором «запрещенного соглашения» по поставке крем-краски для одной из парикмахерских Сыктывкара. Когда в эфире «Первого канала» 24 декабря прошлого года Владимир Познер высмеял подобную практику, руководитель ФАС обещал принести Метелевой извинения. Правда, до сих пор не нашел для этого времени в своем плотном графике.
Даже последовательные оппоненты ФАС из экспертной и бизнес-среды не предлагали предоставлять малому бизнесу иммунитет по такому виду картелей, как сговор на торгах. Торги, как акт одномоментный, требуют оперативного реагирования, да и «однодневки», формально относящиеся к малому бизнесу, действительно могут оказать влияние на исход торгов. Однако применение к малому бизнесу других картельных составов является нонсенсом. Картели малых предприятий просто не могут существовать из-за большого числа участников и низких барьеров входа на рынок, а чиновники, как правило, принимают за картели одинаковое рыночное поведение. Разумеется, бывает и немало курьезов, когда обвинения выдвигаются в ситуациях, когда хозяйственная деятельность предпринимателей приносит пользу — при отсутствии даже микроскопического и гипотетического ущерба для кого бы то ни было. Так, например, ФАС признал картелем просьбу ИП Мамоненковой из Элисты к другому предпринимателю на день заменить ее на маршруте, так как ее собственная «газель» была в ремонте, сообщает Ульянов.