Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций (Минцифры) отвергло «пятый антимонопольный пакет», подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Пакет по замыслам антимонопольного ведомства, должен был существенно ужесточить антимонопольное регулирование ИТ-отрасли.
Как всегда, ведомство Игоря Артемьева ссылалось на зарубежный опыт – в Конгрессе США сейчас начались слушания по антимонопольному делу с участием руководителей Apple, Facebook, Google и Amazon. Без устали говорил господин Артемьев о том, что мировая биг фарма сговорилась и не поставляет на отечественный рынок жизненно важные препараты. И только «пятый антимонопольный пакет» позволит спасти жизни больных детишек.
Однако любому, кто хотя бы понаслышке знаком с риторикой и практикой российского антимонопольного регулирования, слышали в этих заверениях в лучшем случае лукавство. Очевидно, что крупнейших американских ИТ-гигантов ФАС вряд ли дотянется, ведь в отличие от своих зарубежных коллег ФАС стреляет по своим, возбуждая 99,9% дел против российских компаний, причем до 80% по самым боевым составам – против малого и среднего бизнеса. Вот почему не представительства зарубежных ИТ-гигантов в России, а малые и средние ИТ- и фармкомпании консолидированно выступили против «пятого антимонопольного пакета», назвав его не иначе как попыткой госрейдерства. По мнению отраслевого ИТ-сообщества, поддержанного Минцифрой, «пятый цифровой пакет» позволит отбирать патенты и лицензии у небольших компаний, подорвет конкурентоспособность отечественных разработчиков, под дамокловым мечом окажутся даже небольшие интернет-магазины (их можно будет называть монополистами в границах платформы).
Как и в большинстве законодательных инициатив ФАС последних лет, «пятый пакет» расширял полномочия службы. Хотя ФАС уже стал самым могущественным антимонопольным регулятором планеты, значительно опережая любое антимонопольное ведомство зарубежных стран по объему полномочий и числу возбуждаемых дел, Артемьеву, как плохому танцору, еще чего-то недостаёт, чтобы работать хорошо и чтоб конкуренция в стране расцвела буйным цветом. Особенно эксперты отмечали размытость норм в «пятом пакете» и колоссальные возможности для избирательного правоприменения. Широкое поле для коррупции готовили себе любимым – чего еще ожидать от ведомства, занимающего 1 место по коррупции среди российских органов власти.
Что же касается больных детишек, то их лечению «пятый пакет» точно не поспособствовал бы. На днях «Фармсинтез» объявил о намерении начать производство в России препаратов от COVID-19 без согласия владельца патента (Gilead Scienses). Для этого законодательные изменения в стиле «пятого пакета» не нужны – достаточно решения Правительства в рамках действующей статьи 1360 Гражданского кодекса.
Поражает, что 2 года ФАС потратила не на доработку законопроекта, согласование и сближение позиций с экспертами – поправлены были в лучшем случае запятые – а на попытки протолкнуть свою версию закона, убивающего важнейший сегмент российской экономики, используя аппаратный вес господина Артемьева. Такое случалось раньше не раз: Артемьев заходил в большие кабинеты с ведром лапши и используя свой дар красноречия – и нужное ему решение принималось, многочисленные замечания бизнеса, экспертов и отраслевых министерств снимались.
Однако в последние годы такая тактика перестала работать – некоторые из поддерживающих инициативы ФАС министров и вице-премьеров покинули Правительство или даже были отправлены за решетку. Для очень и очень многих во властных эшелонах стали очевидны разрушительные последствия законодательных инициатив ФАС и антимонопольной политики, осуществляемой командой Артемьева.
Определенный перелом наступил в 2015-2016 гг., когда внесенный ФАС «четвертый антимонопольный пакет» был кардинально переработан и принят в итоге скорее в редакции бизнеса, чем регулятора. Поправки в антимонопольную статью УК РФ внесенные для ужесточения наказания, были приняты в редакции, наказание смягчающие (исключен целый состав, за который можно было отправить за решетку). Вторая попытка обрести силовые и уголовные полномочия закончилась в октябре 2020 года полным провалом. Через нехочу Правительство и Президент заставили ФАС принять инициированный нами закон об «иммунитетах» для малого бизнеса от антимонопольного контроля. ФАС продолжает сыпать инициативами по усилению противоречащего мировому опыту и здравому смыслу аукционного крена в системе госзакупок, но Правительство и Госдума принимают противоположные мнению регулятора (то есть в русле, а не в противоречии с мировым опытом) изменения – увеличивает в 6 раз пороги для мелких закупок, разрешает по строительству проводить не только аукционы, но и конкурсы (т.е. учитывать качество работ, чего ФАС делать не хочет), облегчает закупки в период пандемии, разрешая не проводить бессмысленные торги по поводу и без повода, освобождает Крым от гнета безумного №44-ФЗ…
И вот теперь завернули «пятый пакет». Думаем, дальше межведомственного согласования с Минцифрой он не и пойдет. Следующий вопрос – а зачем вообще руководство такого ведомства, которое не может отчитаться о своей работе, а только и делает, что выдвигает скандальные и одиозные законодательные инициативы?