photo

В Воронеже силовики провели обыски в офисе ВРОО «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон». В результате в ходе оперативно-следственных мероприятий были обнаружены неучтенные огнестрельное оружие и боеприпасы времен Великой Отечественной войны. Уголовное дело пока не возбуждено. При этом отметим, что кроме силовиков в действиях против поискового объединения была задействована Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая месяц назад внесла организацию в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по жалобе ГБУК «Воронежский областной краеведческий музей». Основанием для жалобы послужило ненадлежащее исполнение контрактов на выполнение поисковых работ, связанных с воинскими захоронениями на территории Воронежской и Липецкой области (НМЦК — 400 тыс. руб.) и на проведение поисковых работ и эксгумацию останков жертв политических репрессий (НМЦК — 200 тыс. руб.). Музей отказался принимать работы сезона-2016, выполненные поисковым объединением. При этом отмечается, что ранее музей и «Дон» были партнерами в течение 8 лет сотрудничества, соответственно все деловые ритуалы были отработаны. По словам специалистов, тема такого госзаказа очень специфичная и условная, так как люди занимались поисками «ям» и «эксгумировали останки», то есть то чего еще нет и не найдено. Возникает вопрос, а если не найдут, а если нет в предполагаемом месте? При этом сами госзакупки не знают такого слова «если». Учитывая работу госзаказа в отраслях и затянувшиеся конкурсы, летние работы обычно закрываются отчетами постфактум, а в ноябре 2016 года в момент подписания контрактов, уже были морозы. При этом специалисты ФАС неофициально комментировали положение вещей таким образом, что эксперты прекрасно понимают всю неправильность ситуации, но закон есть закон, перед которым сложно пояснить, почему на снимках, призванных запечатлеть работы в ноябре (морозы!), зеленеет листва. Соответственно такое состояние дел возможно при обоюдном согласии сторон.

Также необходимо отметить, что ВРОО «ИППО «Дон» является монополистом на рынке, уполномоченная Минобороны, то есть монополистом ее сделало государство после разгула «черных копателей», чтобы иметь на рынке контролируемую поисковую организацию. Соответственно, когда есть монополист, кто-то обязательно хочет переделить рынок. Статус уполномоченной организации предполагает, что все застройщики, планирующие работы на участках где могут быть захоронения, должны обращаться к ней. И только после того как поисковики пройдут участок с лопатами, можно будет начинать застройку, если по закону. Но ситуация с застройкой улицы Шишкова, когда с участка вывозились не отдельные кости, а целые братские могилы в неизвестном направлении, а фрагменты техники отправлялись на свалку. Возникает вопрос, почему строители не воспользовались услугами поисковых отрядов? Большие траты? По нормативам такие траты не превышают 0,01% от сметы. Видимо строительные компании боятся затягивания стройки, и им лучше сделать вид, что они не знают об этом.

Другой случай, когда застройщик собирался реализовывать проект «Выбора» на территории «Яблоневого сада», а поисковики потребовали сначала провести проверку на наличие захоронений на этой территории при поддержке общественности. В результате проект приостановился, а после того как подключились правоохранительные органы вообще посыпался. То есть явно компания получила убытки на десятки миллионов рублей.

На сегодняшний день поисковое объединение открывает сезон в Каменском районе, где они будут вести все те же поиски останков военнослужащих и репрессированных, сбор материала, перезахоронение, пополнение музеев. Соответственно нужно финансирование, которого у муниципалитетов нет, нужно выкручиваться, руководство ВРОО «ИППО «Дон» встречается с региональным руководством. Если у организации отнять официальный статус, то ребята которые горят этим делом, выйдут в поле уже в качестве квалифицированных «черных копателей».