Источник изображения

Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Вымпел-Коммуникации» (г. Москва), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Решение ФАС признано незаконным из-за грубых ошибок в анализе рынка: ведомство Игоря Артемьева не удосужилось рассчитать объем рынка и доли субъектов на нем. И этих граждан кое-кто в Администрации Президента считает профессионалами…
Кстати, в предыдущем деле против «Вымпелкома» ФАС попыталась назвать арендные отношения злоупотреблением доминирующим положением.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «Вымпел-Коммуникации» по признакам нарушения ч.1 ст.10 №135-ФЗ, выразившегося во введении с 01.05.2015 (ПАО «ВымпелКом») и с 01.12.2015 (ООО «Т2 Мобайл») по- клиентского учета sms-трафика при расчетах с sms-агрегаторами за предоставление услуг рассылки sms-сообщений в рамках услуги «Партнерские SMS-сервисы».
По мнению апелляции, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при проведении анализа товарного рынка ФАС в нарушение требований ст.ст.5, 45 №135-ФЗи п.п.6.3, 11.2 Приказа №220 не определила долю каждого из заявителей на товарном рынке.
ФАС по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке рассылки смс-сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи за 2014-2015 подготовила соответствующий аналитический отчет. По мнению суда, аналитический отчет ФАС должен был в обязательном порядке содержать:
— сведения об объеме товарного рынка в расчетных единицах и
— выраженные в процентах доли хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке, как он определен в разделах 2-3 аналитического отчета (а именно: на рынке рассылки смс-сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи) за определенный в разделе 1 аналитического отчета период времени.
Однако, в нарушение требований №135-ФЗ и норм Приказа №220 аналитический отчет, на котором ФАС основывает свой вывод о доминирующем положении ПАО «Вымпел-Коммуникации», не содержит ни сведений об объеме исследуемого товарного рынка, ни о долях участников такого рынка. Суд первой инстанции обоснованно указал, что незаконность решения и предписания ФАС при данных обстоятельствах подтверждается судебной практикой. ФАС в нарушение требований раздела III Приказа №220 не определила продуктовые границы товарного рынка.
В аналитическом отчете продуктовые границы были установлены лишь на основании предварительного определения товара (первый обязательный этап при определении продуктовых границ рынка) и сравнения существенных свойств товара (второй обязательный этап). При этом ни один из методов, указанных в п. 3.8 Приказа №220 и применяемых для выявления взаимозаменяемости товаров в рамках третьего обязательного этапа при определении продуктовых границ рынка, ФАС не использовался. ФАС при определении состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке не определила роль смс-агрегаторов. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в нарушение требований п.п.3.1, 3.8 Порядка №220, ФАС определила искомый товар лишь предварительно и не определила надлежащим образом взаимозаменяемые товары.
Таким образом, по мнению суда, ФАС в нарушение требований №135-ФЗ и Приказа №220 не провела анализ товарного рынка в необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии доминирующего положения объеме. Следовательно, доминирующее положение ПАО «Вымпел-Коммуникации» на товарном рынке рассылки смс- сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи ФАС не установила. (Дело № А40-90347/17-149-892)