В опубликованном Докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 год содержится предложение о введении в оборот недорогой водки для снижения на рынке контрафакта, производители которого не платят акцизы и налоги в бюджет. Также контрафакт непонятно из чего состоит и наносит вред здоровью населению, но также конкурирует по цене с добросовестными производителями, сообщает представитель ведомства.
Регулирование рынка алкоголя с помощью минимальной розничной цены (МРЦ) ведется с 2010 года. Подобная мера была прописана для борьбы с контрафактной продукцией. МРЦ водки в период 2010-2014 гг. выросла с 89 до 220 руб. за пол-литра. В 2015 году Росалкогольрегулирование понизило МРЦ до 185 руб. за пол-литра, а в 2016 году подорожала на 5 руб. В себестоимость водки входит цена акциза в размере 100 руб. при расчете 500 руб./л. безводного спирта. Предложение ФАС состоит в том, чтобы понизить МРЦ на водку до 100 руб., соответственно это означает и понижение стоимости акцизов, а производство должно быть ограничено, поясняет начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин. По его словам, для сохранения конкуренции, ее нужно искусственно создать, путем распределения объемов такой водки среди производителей через конкурсы, небольшими лотами. Небольшие лоты позволят привлечь широкий круг участников конкурса как крупные, так и местные компании.
При этом Минфин выступает против данной инициативы, так как цена на бутылку водки содержит в себе размер акциза и НДС в размере 118 руб. Соответственно если понизить акциз, то это уменьшит поступления в федеральный и региональные бюджеты (доходы в бюджеты в соотношении 60/40%). А учитывая дефицит бюджета, подобная мера не позволительна политика государства должна быть последовательной, заявляют в Минфине. Минэкономразвития подобного предложения пока не получало. Само Министерство уже предлагало такую инициативу как снижение МРЦ до 136 руб., а также снижение акциза на крепкий алкоголь с 500 до 360 руб. с 2017 года. И также направило свои предложения в Минфин. По словам представителя Минэкономразвития, эта инициатива позволит легализовать теневой рынок и увеличит поступления акцизов.
В период 2009-2012 гг. розничные продажи водки были стабильны и держались в среднем на уровне 147 млн. дал./г. А уже с 2013 года пошло резкое снижение продаж водки на 30% и рост теневого оборота по причине роста акцизов в 2 раза. В период с января по июль этого года, производители алкогольной продукции крепче 9 градусов перечислили в бюджет 85 млрд. руб. за акцизы, что больше на 23% чем в аналогичный период 2015 года, по данным Федерального казначейства.
По мнению участников рынка, инициатива ФАС труднореализуема, так как цена совершенно не рыночная. А идея Минэкономразвития о снижении акциза до 360 руб. позволит увеличить рынок легальной водки в 2 раза с 60 млн. дал. некоторые не верят в снижение акцизов, хоть и считают эту идею полезной для рынка и даже считают, что в условиях дефицита бюджета Минфин цену на акциз даже может повысить. Отметим, что редакции налогового кодекса акциз подорожает с 2017 года на уровень инфляции до 523 руб./л. безводного спирта.
При этом нужно отметить, что руководитель ФАС Игорь Артемьев и его два заместителя (Андрей Цариковский и Алексей Доценко) давно превратились в крупнейших алкогольных лоббистов. В частности, доклад ФАС, направленный в Правительство РФ (заметим, что он размещен не на официальном сайте ФАС, а на сайте союза пивоваров), содержал целый ряд неприемлемых предложений, которые обернутся сотнями тысяч дополнительных алкогольных смертей. Так, предложение вернуть алкогольные напитки в ларьки и другие места нестационарной торговли повысит и без того одну из самых высоких в мире доступность алкоголя в РФ (1 точка продажи в РФ приходится на 500 человек, а в Швеции и Норвегии – на 20-30 тыс.). Предложение снизить минимальную цену на алкоголь крепостью ниже 38 градусов приведет к распространению суррогатной водки и резкому росту смертности. Предложение заморозить акцизы на крепкий алкоголь до 2018 г. повысит его ценовую доступность, что уже вызвало, как показал опыт 2014-2015 гг. рост смертности. Предложение лишить субъекты РФ права вводить запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей самым негативным образом скажется на здоровье подрастающего поколения, вызовет конфликт с региональными элитами[1]. ФАС активно противодействует ограничению использования вредной для здоровья пластиковой (ПЭТ) тары для розлива алкогольной продукции. В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование ПЭТ-тары (в РФ в ПЭТ-тару разливается 40% пива, в других странах, за исключением Украины и некоторых балканских стран – 0%) руководство ФАС координировало свои действия с иностранными пивными компаниями (контролируют свыше 80% российского рынка) и даже посольством США. Последнее, на наш взгляд, является в нынешних внешнеполитических обстоятельствах абсолютно неприемлемым и требует самого тщательного расследования.
Этот доклад не был случайностью. ФАС давно возбуждает дела в интересах алкогольного лобби. Например, дела против губернаторов, вводящих запрет на реализацию энергетических алкогольных коктейлей. Несмотря на проигрыш подобных дел в Верховном и Высшем арбитражном судах, ФАС, с упорством, достойным лучшего применения, продолжает практику возбуждения подобных дел, защищая интересы производителей алкоэнергетиков.
Неприемлемыми, на наш взгляд, являются дела ФАС против губернатора Амурской области Олега Кожемяко за ограничение реализации алкогольной продукции во время наводнения, и против Администрации г. Ханты-Мансийска – во время школьных выпускных. Видимо, для алкогольных лоббистов возможно наживаться даже на горе людей, ставших жертвами стихийных бедствий, и на здоровье подрастающего поколения. Все вышеупомянутые решения ФАС суды признали незаконными.
Воспользовавшись тем, что руководство сейчас сконцентрировано на решении внешних проблем и угроз, алкогольное лобби ФАС резко активизировалось. Оно стремится ударить стране ножом в спину, перечеркнув те достижения, которые стали возможны благодаря реализации Концепции борьбы с алкоголизацией населения до 2020 г. и других Президентских мер. Поэтому, пока руководство ФАС не сменится, Россия будет по-прежнему впадать в демографическую яму, крупные алкогольные лоббисты чувствовать себя безнаказанно, а штрафы платить разве что индивидуальные предприниматели за свои плакаты с креветкой.
[1] Примечательно, что в своем докладе ФАС дает отрицательную оценку повышению возраста допустимости употребления алкоголя с 18 до 21 года, которое еще не вступило в силу. Такое внимание к одной из, еще не реализованных инициатив, является признаком действий ФАС в интересах алкогольного лобби, которое обеспокоено, что молодежь не «успеет» пополнить ряды их потребителей.