Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил решение ФАС против Администрации Ангарского городского округа (Иркутская обл.), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы ФАС на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении и реализации антиконкурентного соглашения (картеля) на торгах по продаже нежилого здания вместе с земельным участком, разрешенное использование: для эксплуатации офисного здания делового и коммерческого назначения, что привело или могло привести к снижению и поддержанию цены.
Как установлено судами, основанием для возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили обращения Прокуратуры г. Ангарска, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов по продаже муниципального имущества: нежилое здание.
В рамках реализации программы приватизации, Администрацией и Комитетом в 2016 году проведено 5 аукционов по продаже спорного нежилого здания с земельным участком, каждый из которых признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в аукционе. В 2017 году Прогнозным планом приватизации муниципального имущества на 2017 год, способом продажи данного объекта определено публичное предложение. Продажа нежилого здания посредством публичного предложения не состоялась в связи с отсутствием заявок на участие.
Постановлением Администрации определены условия и способ приватизации нежилого здания и земельного участка: продажа посредством публичного предложения. Комитетом в газете «Ангарские ведомости» № 89 (1128) от 25.09.2017, на официальном Интернет-сайте www.torgi.gov.ru, на официальном Интернет-сайте Администрации www.angarsk-adm.ru было опубликовано извещение о проведении торгов по продаже нежилого здания с земельным участком посредством публичного предложения. Максимальная цена нежилого здания установлена в размере 37 103 920 рублей, земельного участка 1 140 000 рублей. На участие в рассматриваемых торгах посредством публичного предложения были поданы 2 заявки: ООО «ГарантЭкоСтрой» и ООО «ПКФ АнгараСтрой». Победителем признано ООО «ГарантЭкоСтрой», с которым Комитетом 02.11.2017 заключен договор купли-продажи муниципального имущества. Цена нежилого помещения составила 18 551 960 рублей, цена земельного участка — 1 140 000 рублей.
На основании заявления ООО «ГарантЭкоСтрой» о переводе нежилого здания в жилое, зарегистрированного в Управлении архитектуры 07.11.2017, Администрацией вынесено постановление «О переводе нежилого здания в многоквартирный жилой дом с целью проживания граждан».
Суды пришли к выводу о недоказанности ФАС наличия антиконкурентного соглашения и последствий такого соглашения. Судебные инстанции исходили из того, что действующее законодательство не содержит запрета продажи муниципального имущества путем проведения повторного аукциона, либо повторного публичного предложения, тогда как использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи государственного, муниципального имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене. Само по себе определение способа приватизации посредством публичного предложения не свидетельствует об ограничении доступа к торгам, не приводит к устранению с него хозсубъектов и не может создавать угрозу указанных негативных последствий. Довод ФАС о том, что проведение приватизации имущества посредством публичного предложения было обусловлено целью приобретения муниципального имущества с максимально возможным снижением начальной цены имущества в отсутствие реальной конкуренции между участниками торгов, был отклонен судами как не соответствующий порядку и условиям проведения данного способа приватизации.
Судами отмечено, что определение указанного способа приватизации не обеспечивает достижение цели приобретения имущества по максимально низкой цене, а также не может быть направлено на устранение потенциальных конкурентов. (Дело № А19-12333/2019)