Верховный Суд отказал в рассмотрении жалобы ФАС и подтвердил решения судов апелляционной и кассационной инстанций. А Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГАУК «Казанский государственный цирк», отменив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Это дело является ярким примером имитации бурной деятельности со стороны ведомства Игоря Артемьева, когда против учреждений социальной сферы и культуры возбуждаются дела по мелким поводам (в данном случае – мелким закупкам), или совсем без повода. Поразительно упорство со стороны ФАС, потому что такими дела, засоряющие судебную систему, рассматриваются по второму и третьему кругу. Это дело также является примером двойных стандартов ФАС – то служба требует дробления лотов в «целях поддержки малого бизнеса», то, как в рассматриваемом случае – находит в дроблении лотов «нарушение». По сути, требование ФАС проводить торги по таким мелким закупкам, как ремонт гардеробной цирка противоречит здравому смыслу – даже потенциальная экономия от торгов не перекроет издержки от их проведения. Маниакальное желание загнать всех на торги, и даже точнее, на электронные аукционы, может иметь коррупционную подоплеку, учитывая давние связи Игоря Артемьева с Германом Грефом (крупнейшей электронной площадкой является «Сбербанк-АСТ»).
Началось с того, что ФАС возбудила против Цирка дело по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении договоров (контрактов) №31.2015 от 20.04.2015, №55.2015 от 20.05.2015, №70.2015 от 16.06.2015, №72.2015 от 16.06.2015 на проведение работ по ремонту помещений гардеробных №48, №49, №50, №52, музея и балетного класса, помещений санитарных узлов и отопительной системы здания цирка с ООО «СТФ «Максистрой» без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
ФАС России установила, что, начиная, с 20.04.2015 по 16.06.2015 Цирком было заключено 4 договора подряда с единственным хозяйствующим субъектом -ООО «СТФ Максистрой»:
№31.2015 от 20.04.2015 года по ремонту помещений гардеробных №48, №49, №50, №52 в здании цирка на сумму 372 218 рублей;
№55.2015 от 20.05.2015 года по подготовке к отопительному периоду 2015-2016 г. системы внутреннего отопления, теплотрассы, водоподогревателя, и калориферных установок здания цирка на сумму 400 000 рублей;
№70.2015 от 16.06.2015 года по ремонту помещений музея и балетного класса в здании цирка на сумму 267 051 рублей;
№72.2015 от 16.06.2015 года по ремонту помещений санитарных узлов второго этажа в здании цирка на сумму 300 775 рублей.
По мнению ФАС, заказчик в лице Цирка намеренно разделил предполагаемые ремонтные работы по нескольким договорам, общая сумма которых не превышает 400 000 руб. ФАС полагает, что работы по ремонту помещений гардеробных, музея и балетного класса, а также помещений санитарных узлов являются схожими по своей направленности. В связи с чем их можно было выполнить в рамках одного-двух договоров с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц, то есть в рамках действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что каких-либо оснований для отнесения Казанского цирка к поименованным в статье 16 №135-ФЗ субъектам, осуществляющим указанные функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, не имеется.
Суд апелляционной инстанции заявил, что, то обстоятельство, что учредителем Цирка является Министерство культуры Республики Татарстан, само по себе не свидетельствует о возможности отнесения Казанского цирка к субъектам, указанным в статье 16 №135-ФЗ.
По мнению Верховного Суда, признавая оспариваемый ненормативный акт ФАС незаконным, суды апелляционной и кассационной инстанции исходили из представленных в материалы дела доказательств, доводов сторон, а также правового анализа положений статьи 16 №135-ФЗ. И пришли к выводу, что содержащийся в указанной статье запрет распространяется на заключение соглашений органами, наделенными властными полномочиями, и иными организациями, осуществляющими административные и распорядительные функции этих органов, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов, тогда как оснований для отнесения Казанского цирка к поименованным органам и организациям не имеется.
Таким образом, ФАС неправильно квалифицировала действия Казанского цирка, выразившиеся в заключении с ООО «СТФ Максистрой» договоров на проведение работ по ремонту помещений и отопительной системы в здании цирка. Неправильная квалификация ФАС действий Казанского цирка является достаточным основанием для признания оспариваемого решения, которым нарушены права и законные интересы Казанского цирка в сфере экономической деятельности, недействительным. (Дело № А65-15900/2016)