Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «База отдыха «Калацкое» (г. Псков), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против базы отдыха по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на предоставление в аренду лесного участка без проведения торгов.
ООО «База отдыха «Калацкое» 06.04.2016 обратилось в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды с заявлением о предоставлении в аренду без торгов лесного участка, указав, что на данном участке расположено принадлежащее компании с 2005 года на праве собственности нежилое здание административно-бытового корпуса. По результатам рассмотрения указанного заявления Комитетом был издан приказ «О предоставлении в пределах лесного фонда лесного участка в аренду без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка обществу с ограниченной ответственностью «База отдыха «Калацкое». В тот же день между Комитетом и базой отдыха был заключен договор аренды лесного участка. Предоставленный участок был сформирован из земельных участков, на право аренды которых ранее неоднократно Комитетом проводились торги. Ранее ООО «База отдыха «Калацкое» на праве аренды был предоставлен земельный участок площадью 21450 кв. м. По заявлению компании администрацией Печорского района Псковской области было выдано разрешение на строительство административно-бытового корпуса на указанном земельном участке. Акт о приемке в эксплуатацию данного административно-бытового корпуса утвержден распоряжением Администрации; здание имеет технический паспорт, поставлено на государственный кадастровый учет; на него выдано свидетельство о регистрации права собственности. Согласно вышеуказанным документам здание административно-бытового корпуса расположено на земельном участке, который в дальнейшем был предоставлен базе отдыха в собственность. Кроме того, Администрацией было выдано разрешение на строительство кафе на земельном участке. Здание кафе введено в эксплуатацию разрешением Администрации; поставлено на государственный кадастровый учет. Однако вопреки условиям выданного разрешения на строительство указанное здание было возведено на смежных земельных участках, которые не предоставлялись базе отдыха на каком-либо праве и не могли быть представлены для целей строительства в силу законодательных ограничений ввиду установления вида разрешенного использования данных лесных участков (только для рекреационных целей).
Комитетом в 2014 году было инициировано проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности. В дальнейшем Комитетом был проведен повторный аукцион на право заключения договоров аренды лесных участков на 49 лет, площадью — 3,58 га.
ФАС пришла к выводу, что повторный аукцион преследовал цель легализовать самовольное занятие ООО «База отдыха «Калацкое» указанных лесных участков; создать видимость соблюдения требований законодательства по проведению конкурсных процедур; при этом действия Комитета были направлены не на создание равных условий конкурентной борьбы, а на достижение безоговорочной победы на этом аукционе указанной базе отдыха.
Приказом от 05.04.2016 № 233 Комитет аннулировал результаты повторного аукциона. На следующий день (06.04.2016) ООО «База отдыха «Калацкое» обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов лесного участка. Данный лесной участок 19.04.2016 был передан ей в аренду компании без проведения аукциона. В этот же день (19.04.2016) между Комитетом и ООО «База отдыха «Калацкое» был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в госсобственности. При этом право государственной собственности на спорный лесной участок было зарегистрировано лишь 27.04.2016. Заключение указанного Договора позволило базе отдыха 27.05.2016 зарегистрировать право собственности и на здание кафе. На момент заключения Договора на земельном участке не было зарегистрировано ни одного объекта недвижимого имущества, принадлежащего базе отдыха, а здание как находилось с 2005 года, так и по настоящее время находится в границах земельного участка, принадлежащего базе отдыха на праве собственности; площадь предоставленного в аренду земельного участка явно несоразмерна и значительно превышает площадь здания, для использования которого участок передан в аренду без торгов.
Суды согласились с выводом ФАС о том, что земельный участок не мог быть предоставлен баз отдыха без торгов ввиду отсутствия надлежащих доказательств, свидетельствующих о расположении на названном участке здания административно-бытового корпуса. Как отмечено судами, спорный лесной участок мог быть предоставлен в аренду без торгов только для использования здания административно-бытового корпуса площадью 278,1 кв. м. (при наличии всех бесспорных правоустанавливающих документов).
ФАС пришла к выводу, что заключение Договора явилось следствием реализации договоренностей и результатом действий хозсубъекта и госорганов, что в конечном итоге привело к недопущению конкуренции в виде ограничения доступа на товарный рынок иных лиц, заинтересованных в получении спорного участка в аренду.
Как указали суды, зная о неправомерном использовании компанией земельных участков лесного фонда и будучи участниками многочисленных судебных разбирательств, Комитет, располагая информацией о самовольном занятии базой отдыха спорного земельного участка и самовольном возведении на нем различных строений, достигли между собой и ООО «База отдыха «Калацкое» договоренности в устной форме, выработали единую модель поведения, и совершили действия, направленные на достижение единственной цели – предоставления в аренду компании без проведения конкурсных процедур лесного участка. (Дело № А52-4946/2017)