Источник изображения

Арбитражный суд Московского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ЗАО «Т-Хелпер Телеком» (г. Москва), тем самым подтвердив решение апелляционной инстанции. Компания является малым предприятием. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы ФАС на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле малый бизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Важны еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда малый бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе малые предприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах на поставку оборудования для МЧС.
Постановлением ФАС ЗАО «ТХелпер Телеком» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21 773 120,06 руб. Протокол и постановление по делу об административном правонарушении составлены в отсутствие законного представителя ЗАО «ТХелпер Телеком».
Исходя из решения ФАС, заключение антиконкурентного соглашения подтверждается следующими доказательствами: использование единой инфраструктуры (одного IP-адреса) при участии в Аукционах; Минимальное снижение цены контракта от уровня начальной максимальной цены контракта (НМЦК) (от 0.5 до 1 %) при участии в закупках ЗАО «Т- ХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ» совместно с иными лицами. При совместном участии в Аукционах подача ценовых предложений происходила следующим образом: ЗАО «ТХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ» делало один шаг аукциона, после чего иные лица делали равное ЗАО «Т-ХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ» предложение. Одни участники отказывались от участия в Аукционах в пользу другого участника, который в результате становился победителем. Также наличие документов, относящихся к хоздеятельности об иных лицах, было найдено на рабочих компьютерах сотрудников ЗАО «Т-ХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ». Так, ФАС было установлено ведение хоздеятельности сотрудниками ЗАО «Т-ХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ» от имени иных юрлиц, что подтверждает наличие между ними антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на Аукционах.
Суды отменили штраф ФАС и указали на отсутствие доказательств надлежащего извещения компании о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Суды пришли к выводу о нарушении процедуры привлечения компании к ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицо, привлекаемое к ответственности, было лишено возможности воспользоваться предоставленными ему правами. (Дело № А40-280209/18)