Источник изображения

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Ритуал+Сервис» (Красноярский край), тем самым подтвердив решения предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы ФАС на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев часто говорит об огосударствлении экономики, как это плохо, и предлагает дорожные карты развития конкуренции. На практике же его ведомство пытается помешать передаче не связанных с осуществлением госфункций работ и услуг на аутсорсинг бизнесу.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 4 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, приведшему к ограничению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.
На сайте www.zakupki.gov.ru 06.03.2018 было опубликовано извещение о проведении аукциона на право предоставления транспортных услуг специализированным автотранспортным средством для нужд КГБУЗ «Ачинская МРБ». Заказчиком выступило КГБУЗ «Ачинская МРБ». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 916 500 руб., источник финансирования – средства ОМС. На участие в аукционе подана единственная заявка ООО «Ритуал+Сервис», которая была признана соответствующей требованиям документации. Между КГБУЗ «Ачинская МРБ» и ООО «Ритуал+Сервис» 27.03.2018 был заключен госконтракт по НМЦК, т.е. 916 500 руб. Госконтракт исполнялся сторонами.
Однако ФАС посчитала, что транспортировка тел умерших в морги относится к государственной функции и не может осуществляться коммерческими организациями. Следовательно, указанные услуги должны осуществляться Учреждением своими силами. Оказание услуг по перевозке тел умерших не может входить в товарный рынок оказания ритуальных услуг, однако участие хозсубъекта в оказании таких услуг влияет на состояние конкурентной среды, поскольку, во-первых, такой хозсубъект получает преимущества от оказания госфункции; во-вторых, он получает информацию о факте смерти, месте нахождения тела, данных об умершем, которая дает ему преимущества, поскольку он имеет возможность в первоочередном порядке определить потенциального потребителя своих услуг.
Суды пришли к выводу о недоказанности ФАС того, что заключение между компанией и Учреждением контракта привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке ритуальных услуг. Компания по заявке Учреждения осуществляет транспортировку тел из отделения больницы в патологоанатомическое отделение той же больницы, то есть обеспечивает внутреннее перемещение тел умерших между отделениями одной больницы. При этом ни заключенный контракт, ни аукционная документация не содержат условий о передаче исполнителю каких-либо дополнительных документов, раскрывающих персональные данные умершего и место жительства его родственников. При доставке тела исполнителю передается запечатанный конверт, который вместе с телом передается дежурному работнику патологоанатомического отделения.
ФАС в качестве антиконкурентного соглашения расценила госконтракт, заключенный по результатам аукциона, при организации и проведении которого признаков ограничения конкуренции ФАС не выявлено. Доводы ФАС о том, что транспортировка тел умерших представляет собой предварительный этап проведения патолого-анатомического вскрытия, то есть относится к госфункции и не может осуществляться коммерческими организациями, также отклонены судами. Судами учтено, что к основным видам ритуальных услуг отнесены транспортирование останков и праха умерших или погибших, включающее перевозку их в места проведения патологоанатомического вскрытия, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозку тел в другие города или государства. Суды заключили, что на медучреждении лежит обязанность организовать транспортировку тел умерших, что не свидетельствует об обязанности Учреждения оказывать услуги по доставке тел умерших в патолого-анатомическое отделение исключительно своими силами. Поскольку предметом контракта является предоставление транспортных услуг по перевозке тел умерших в морги, данная услуга является услугой на конкурентном рынке, а не госфункцией, может быть оказана любым хозсубъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе. (Дело № А33-31171/2018)