Источник изображения

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Донавтовокзал» (г. Ростов-на-Дону), подтвердив тем самым решение предыдущей инстанции.
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы ФАС на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в перераспределении пассажиропотока из касс ПАО «Донавтовокзал», реализующих билеты на рейсы перевозчиков, работающих в соответствии с утвержденным в Минтрансе расписанием рейсов, в кассу ООО «Транс Сервис», реализующую билеты на рейсы перевозчиков, работающих вразрез с установленным расписанием. ФАС пришла к выводу, что действия компании и ООО «Транс Сервис» привели также к разделу товарного рынка по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей.
ПАО «Донавтовокзал» и ООО «Транс Сервис» заключили договор аренды части здания Главного автовокзала. ООО «Транс Сервис» с другими компаниями заключены агентские договоры по продаже билетов. ПАО «Донавтовокзал» с другими компаниями заключены договоры оказания услуг при организации и перевозке пассажиров. ФАС установила, что реализация билетов производится ООО «Транс Сервис» в кассе, принадлежащей Донавтовокзалу, переданной в пользование на основании договора аренды. При покупке билета в кассе Главного автовокзала пассажиры перенаправляются в кассу, арендуемую ООО «Транс Сервис» у автовокзала. Таким образом, неправомерные действия общества и ООО «Транс Сервис» способствуют перераспределению пассажиропотока. ФАС пришла к выводу об отсутствии экономической выгоды со стороны автовокзала при взаимодействии с ООО «Транс Сервис», т.к. размер упущенной выгоды автовокзалом превосходит полученную.
Суд первой инстанции согласился с доводами ФАС. Апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции, как и кассационный суд.
Апелляция и кассация установили отсутствие в деле доказательств наличия картеля, как и доказательств того, что именно противоправные действия автовокзала и компании привели к фактическому перераспределению пассажиропотока.
ФАС в ходе анализа рынка продажи билетов пришла к выводу, что перевозчики, выполняющие рейсы в соответствии с установленным расписанием, утвержденным в уполномоченном органе, несут убытки от деятельности перевозчиков, обслуживаемых ООО «Транс Сервис», имеющими паспорта маршрутов и расписания, утвержденные в уполномоченном органе, но выполняющими рейсы вразрез с ними, что приводит к перераспределению пассажиропотока и убыткам добросовестных участников рынка. Вместе с тем, суды не нашли доказательств как осуществления «нелегальных» рейсов, так и их осуществление посредством автовокзала либо при его согласии. По мнению судов, отсутствуют доказательства того, что перевозки, квалифицируемые в качестве «нелегальных» не относились к заказным, вследствие чего не могли входить в утвержденное расписание.
Суды отклонили доводы ФАС о том, что рейсы недобросовестных участников выполняются чаще, а цены на билеты, реализуемые ООО «Транс Сервис» завышены по сравнению с билетами, реализуемыми в кассах автовокзала. При этом суды указали, что различие цены на билеты само по себе не свидетельствует о незаконном установлении цен, поскольку стоимость услуги связана не только с маршрутом. Большее количество перевозок (частота) сама по себе также не свидетельствует о незаконности действий автовокзала и наличии незаконного соглашения с ООО «Транс Сервис». Следовательно, даже в случае выявления фактического перераспределения пассажиропотока (неравномерности распределения пассажиров между различными перевозчиками), указанное обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о наличии картеля. Суды также установили, что являются неподтвержденными и необоснованными выводы ФАС о том, что нахождение кассы ООО «Транс Сервис», осуществляющей реализацию билетов в здании автовокзала, создает условия для обращения граждан именно к кассе ООО «Транс Сервис».
Суды установили, что не подтвержден один из основных признаков картеля: общий экономический интерес ее участников. ФАС ссылается на то, что автовокзал не предоставил подтвержденных обоснований экономической целесообразности сдачи в аренду кассы ООО «Транс Сервис». Однако автовокзал указал, что он получает прибыль как от сдачи в аренду помещения (кассы), так и доход в виде части стоимости билетов. Кроме того, сдача в аренду кассы и заключение договоров с агентами (не только с ООО «Транс Сервис») на реализацию билетов способствует увеличению общего объема продаж билетов, расширению рынка, охвату новых категорий потребителей (включая продажи через Интернет).
Кассация пришла к выводу о том, что ФАС не доказала нарушения со стороны автовокзала, в т.ч. вследствие исполнения договора, заключенного им с ООО «Транс Сервис». (Дело № А53-35360/17)