Верховный Суд РФ отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Аэрофлот» (г. Москва), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «Аэрофлот» по признакам нарушения части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, неправомерном включении в тариф по обработке груза услуги по выдаче груза грузополучателю и взимании платы по договору воздушной перевозки груза.
Продуктовые границы рынка ФАС определила как услуги по воздушной перевозке груза в международный аэропорт федерального значения Мурманск, Иркутск, Пулково (г. Санкт-Петербург), Архангельск, Курумоч (г. Самара), Кневичи (г. Владивосток), Храброво (г. Калининград) соответственно.
ФАС установила следующие доли субъектов, занимающих доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке: доля ПАО «Аэрофлот» от общего объема рассматриваемого рынка, составила 26,05%, доля ПАО «Авиакомпания Сибирь» — 34,21%. Совокупная доля двух указанных хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых превышает долю остальных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, составляет 60,26%.
В процессе рассмотрения настоящего дела ФАС установила доминирующее положение ПАО «Аэрофлот» на рынках воздушной перевозки груза в международные аэропорты федерального значения Мурманск, Иркутск, Пулково (г. Санкт-Петербург), Архангельск, Курумоч (г. Самара), Кневичи (г. Владивосток), Храброво (г. Калининград), Красноярск.
Верховный Суд отмечает, что условия договора перевозки груза на рейсах ПАО «Аэрофлот» до момента его заключения известны сторонам и при оформлении перевозки ими согласованы, нарушения прав грузоотправителя и грузополучателя отсутствуют. Условия договора грузовой перевозки ПАО «Аэрофлот», в том числе о размере и порядке оплаты размещены на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» в сети Интернет и находятся в открытом доступе.
Также ВС РФ отмечает, что действующие в ПАО «Аэрофлот» тарифные правила не оспорены и не признаны нарушающими требования антимонопольного законодательства. Вопрос включения в терминальную обработку груза услуги по выдаче груза, а также взимания оплаты данной обработки с грузополучателя регламентируется правилами обслуживающих компаний, действующих в аэропортах. Данная практика является общемировой и широко применятся обслуживающими компаниями, то есть является обычаем делового оборота.
ВС РФ установил, что ФАС ошибочно полагает, что может произойти ситуация, когда грузополучатель будет требовать с грузоотправителя возмещения денежных средств, уплаченных за выдачу груза в аэропорту, при этом грузоотправитель полагать, что данные денежные средства с него не подлежат взысканию, поскольку были им уплачены за перевозку.
ПАО «Аэрофлот» установлены тарифы на перевозку грузов и условия их применения, согласно которым расходы на терминальную обработку груза в аэропорту вылета/прилета оплачиваются грузоотправителем/грузополучателем напрямую в обслуживающую компанию. Таким образом, еще до заключения договора перевозки груза и отправитель и получатель осведомлены о порядке оплаты грузовой перевозки в авиакомпании, а своей подписью в авианакладной грузоотправитель подтверждает свое согласие с условиями договора перевозки груза. (Дело № А65-19383/2017)