biznes-pravit
С 15 июля этого года вступили в силу новые поправки в закон о торговле, которые вызвали большой ажиотаж в прессе. Многие эксперты называли чрезмерно жесткими и губительными для отрасли, другие призывали принять закон в наиболее жесткой форме. Отраслевые аграрные и торговые объединения призывали отказаться от госрегулирования и отдать все на откуп рынку. Тем не менее, закон был принят с достаточно серьезными изменениями для рынка. Краткое содержание разъяснений Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые были разосланы по всем территориальным органами ФАС для использования в работе представляет Milknews:
1. Вступление закона в силу. Поправки вступили в силу по истечению 10 дней с момента его официального опубликования. Таким образом с 15 июля действует новая редакция закона о торговле. При этом обращаем внимание, что ваши договоры поставки или иные договоры не признаются недействительными. Их нужно привести в соответствие с новым законом до 1 января 2017 года. Только потом те договоры, условия в которых противоречат закону о торговле, утратят силу. Уточняется, что “если после заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров”.
2. Действие закона по кругу лиц. Антимонопольные требования, согласно новым нормам, распространяются на всех лиц, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу.
3. Понятие “торговая сеть”. Появилось новое понятие “торговая сеть”. Это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации”. До этого понятие “торговой сети” предполагало только совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
4. Услуги по продвижению товаров. К ним относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на их продвижение. ФАС обращает внимание, что это не исчерпывающий перечень. Услуги могут быть и иные. Этот перечень открытый, к ним могут быть отнесены сходные услуги.
5. Доступ к информации контрагента. По новому закону сеть обязана предоставлять поставщику доступ к информации об условиях отбора контрагентов на своем официальном сайте. Поставщики по отношению к сети обязаны обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента и качестве и безопасности поставляемых продуктов питания и опубликовать эти данные на своем официальном сайте. ФАС уточняет, что раньше был альтернативный способ — ответ на запрос в 14 дней с момента его получения. Теперь — только публикация на сайте.
6. Совокупный размер вознаграждения. В новой редакции предусмотрено, что вознаграждение сети за приобретение товара и его продвижение не может превышать 5% от цены приобретенных товаров. При расчете размера вознаграждения не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая поставщиком сети в связи с приобретением товаров, а в отношении подакцизных товаров не учитывается также сумма акциза. Таким образом, норма содержит две составляющих:
— вознаграждение за приобретение товара;
— плата за оказание услуг по продвижению.
Первое — вознаграждение — может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены товара. Второе — плата за оказание услуг — не может быть включена в договор поставки. Плата за оказание услуг должна оформляться отдельно — договором возмездного оказания услуг, и и их стоимость должна быть зафиксирована точной стоимостью. Если все услуги сети для всех поставщиков идентичны (имеют одинаковое содержание и объем действий), то стоимость для всех должна быть одинаковой. И если рассчитывать стоимость этих услуг будут выражены в процентах от товарооборота, то сумма для разных поставщиков будет разной, а это противоречит закону, пишет ФАС.
7. Запреты на взимание платы. Появились новые запреты:
— нельзя взимать плату за право поставок продуктов в функционирующие или открываемые магазины;
— нельзя взимать плату за изменение ассортимента продукции поставщика;
— нельзя взимать возмещение расходов в связи с утратой или повреждением после перехода права собственности от поставщика сети, если поставщик сам в этом не виноват;
— нельзя вообще взимать возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки и продажи.
Если ФАС обнаружит, что кто-то что-то все-таки взимает, то возбудит дело об административных правонарушениях без проведения расследования.
8. Новые методы борьбы с дискриминацией. По новому закону запрещается:
+ создавать дискриминационные условия;
+создавать препятствия для доступа на рынок;
+ нарушать установленный порядок ценообразования;
+ заключать договор с третьими лицами и передавать им товар на комиссию без передачи права собственности на этот товар, заключать договор поручения, агентский договор или смешанный. Делать это можно только при условии, что это одна группа компаний, и тогда в ФАС надо предоставить доказательства допустимости таких договоров;
+ навязывать поставщику:
— условия о запрете на заключения договоров поставки в другие сети на аналогичных условиях;
— условия об ответственности за неисполнение поставки на более выгодных условиях, чем для другой сети;
— условия о предоставлении поставщиком сведений сети о других договорах с сетями и их условиях;
— условия о снижении поставщиком цены до уровня, который при установлении надбавки не превысит минимальную цену в другой сети;
— условия о возврате нереализованной продукции, если такое не допускается законодательством; иные условия, не относящиеся к предмету договора.
9. Ответственность за нарушения закона о торговле. Основанием для привлечения к ответственности по статьям 14.40 — 14.42 будут нарушения антимонопольных правил, требований по предоставлению информации и требований к условиям заключения договоров. Запрет и административная ответственность за нарушение правил предусматривается не только для тех, кто включил запрещенные условия в договор, но и для тех, кто такой договор исполняет. Постановление по делу об административном нарушении не может быть вынесено ФАС или терорганом по истечению 2 месяцев со дня совершения нарушения. Если нарушен закон о торговле и антимонопольное законодательство, то срок увеличивается до 1 года. Если нарушение длится, то антимонопольщики начинают отсчет от даты обнаружения нарушения. Поводом для возбуждения дела по статье 14.40 является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии. Сроки давности по статьям 14.41-14.42 — год со дня обнаружения, а при длящемся нарушении — также год с момента обнаружения. Поводы:
— обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на нарушение;
— материалы о нарушении, поступившие из правоохранительных органов, госорганов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений;
— сообщения и заявления юридических и физических лиц и сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения.

10. Также 3 июля 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, облегчающий жизнь малого бизнеса и приводящий российское антимонопольное законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Закон получил номер 264-ФЗ. Он ввел иммунитеты для малого бизнеса от ФАС при контроле за соблюдением ряда антимонопольных правил для поставщиков продовольственных товаров и при контроле за ограничениями для торговых сетей в части аренды помещений. Ст. 1 381-ФЗ дополнена частью 4.1 следующего содержания: «Положения ст. 13 и 14 381-ФЗ не распространяются на хозсубъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозсубъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. руб., а также хозсубъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн. руб.»