922dd65f8f8d7192e0046eb0fea2d185Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проведет опрос по новой рекламе Burger King. В рекламе представлены наггетсы в виде неприличного жеста. «Если по итогам проведения опроса участники проголосуют за то, что данная реклама неэтична, ФАС возбудит дело по признакам нарушения 38-ФЗ «О рекламе», сообщает представитель ФАС. Слоганы новой рекламы стали «Мы снова их сделали» и «Привет всем, у кого дороже». Представители компании Burger King уверены, что законодательства они не нарушают.

Напомним, до этого Экспертный совет ФАС большинством голосов пришел к выводу, что нарушений в рекламе сети быстрого питания Burger King, вызвавшей общественный резонанс, нет. Ведомство не возбудило дело по рекламе «Злейшего воппера», мороженого и биг кинга Burger King. Только два члена экспертного совета сочли, что в рекламе «Злейшего воппера» есть нарушения. Все члены экспертного совета проголосовали за отсутствие нарушений в рекламе мороженого. «Всего участвовали порядка 45 экспертов», — уточнили в пресс-службе УФАС.

— Сомнительность креатива не должна подвергаться оценке антимонопольного органа, мы следим за нарушениями закона. Нарушения закона нет. Реклама сомнительная и провокационная, но закон не нарушает, — заметила сотрудник пресс-службы.

По мнению советника президента РФ, такой «плохой вкус» рекламщиков «нас очень низко опускает». — Это выдаёт плохой вкус рекламщиков. По каким-то причинам рекламщики посчитали это удачным, но мне кажется, что эта игра слов с понятным подходом — это переход в то, что в России у нас не принято. Это то, за что мы критикуем американские комедии, они у нас не очень популярны: юмор ниже пояса. Пока мы к юмору ниже пояса не готовы, поэтому это дёргает. Я не знаю, кто победит, но на текущий момент мне кажется, что основной фронт возмущения идёт в том, что подобного сорта реклама нас очень низко опускает, — сказал Советник президента России по интернету Герман Клименко. Он добавил, что сейчас проблема заключается в том, что реклама на телевидении подчиняется законам, а реклама в интернете напрямую не регулируется. Реклама широко обсуждалась пользователями Сети и впоследствии привлекла внимание ФАС. Сегодня спорные слоганы обсуждает экспертный совет по применению закона о рекламе.

Резонансные лозунги

b2f27314d63a12 12599443_1547780878856306_354405651_n

Ранее при подключении к Wi-Fi в московском метро начала появляться реклама Burger King. Рекламируется так называемый «Злейший воппер» с «жгучим соусом прямо в булке». На рекламном баннере размещена фотография бургера на фоне языков пламени, а также спорная надпись: «Смотри не обострись!». В интернете активно стали обсуждать формулировку слогана. Позже компания начала размещать рекламу мороженого и Биг Кинга, в которых предлагалось приобрести два стаканчика с мороженым два Биг Кинга по цене одного соответственно. На рекламном баннере компания разместила слоганы: «Налижемся!» и «Похоже на какое-то наедалово», которые вновь вызвали бурное обсуждение в социальных сетях. ФАС тогда приняла решение рассмотреть данную рекламу на экспертном совете из-за общественного резонанса.67803

В этом решении ФАС не было ничего необычного, если бы на этом фоне не возбуждались тысячи дел в отношении российского малого бизнеса за гораздо более невинную рекламу. Некоторые бренды просто не могут сосуществовать мирно, регулярно выстраивая свои рекламные кампании на прямом сравнении с конкурентами. В отличие от России, где сравнение рекламируемого товара с брендами других производителей считается недобросовестной рекламой и наказывается штрафом, прямые выпады в рекламе против конкурентов в других странах очень даже приветствуются, а иногда приобретают столь затяжной характер, что превращаются в многолетнюю войну. Как например у BMW и Audi, Apple и Microsoft, Coca Cola и Pepsi. Хотя закон о рекламе (38-ФЗ) должен распространяться на все субъекты хоздеятельности, чрезмерное внимание ФАС к скрытым и двойным смыслам в рекламе в ущерб пресечению запрещенной рекламы, приводит к тому, что большинство дел в этой сфере также возбуждаются против МСП. Широко стали известны дела ФАС по «оскорблению хлеба (реклама такси в Костроме «если в слове хлеб сделать 5 ошибок, то получится слово «такси»), оскорблению ветеранов гражданской войны (использование образа плаката с красноармейцем «а ты записался…»), плакатом с креветкой в Хабаровске, реклама тюменской глазной клиники «Вылечим всех» и т.д.
При этом хочется отметить, что экспертами отмечалась политика двойных стандартов руководителя ФАС Игоря Артемьева для небольших российских или зарубежных компаний. Если малый бизнес может быть обвинен в нарушении антимонопольного законодательства на одних лишь подозрениях, или одинаковых цен (на батуты в парке), то против крупного иностранного бизнеса дела И. Ю. Артемьев отказывался возбуждать дела даже при наличии доказательств. Это не соответствует международному опыту, в США, например, антимонопольная политика активно используется для защиты американских компаний от иностранных конкурентов, и около 90 % штрафов наложено на иностранные компании, в то время как в России эта цифра не превышает 0,5 %.
крупных иностранных компаний отечественного малого бизнеса

Федеральная антимонопольная служба может возбудить десятки дел против западных компаний, но не делает этого, чтобы не ухудшать ситуацию.

Это было правильное решение (дело «картеля батутов», там же и рекламные дела ФАС) нашего территориального подразделения, потому что была пресечена одна из форм мошенничества. Если вы инспектор, вы приходите на главную площадь Горно-Алтайска и видите двух работников этих батутных контор, которые во весь голос договариваются о повышении цен, а в законе это прямо запрещено, что вы будете делать?