120121 апреля в рамках координационного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палате Дубны прошел круглый стол, посвященный вопросам конкуренции. За круглым столом встретились представители администрации города, бизнес-сообщества, ТПП, дирекции программы развития наукограда Дубна и ОЭЗ «Дубна», а также комитета по конкурентной политике Правительства Московской области, УФАС по Московской области. Представитель Правительства московской области, Начальник управления развития конкуренции комитета по конкурентной политике Наталья Быстроновская рассказала о стандарте развития конкуренции в Подмосковье.

Стандарт предполагает развитие конкуренции в таких сферах, как: дошкольное образование и культура, соцобслуживание, ЖКХ и доступ в интернет, также отдельные направления выделили в Московской области — сельское хозяйство, реклама, ритуальные услуги, туризм и отдых. Региональный стандарт послужит ориентиром местным властям в развитии конкуренции на местах.

Только практика показывает, что ФАС действует в Дубне не на пользу развития конкуренции, а совсем наоборот. Сотрудники ведомства очень чутко относятся к жалобам на малых предпринимателей по самому безобидному поводу, явно нацеленным на устранение конкурента. Когда же речь идет о жалобе на явную монополизацию рынка, ФАС отвечает, что нет повода для ее рассмотрения, как например  с рынком ЖКХ в Дубне – большую его часть занимают компании, принадлежащие и управляемые И.С. Чихаловым с родственниками. ФАС по Московской области относится к этому с невозмутимым спокойствием.

Со своей стороны отметим, что по закону «О защите конкуренции» (135-ФЗ) возникла практика антимонопольного преследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). И это при том, что ФАС задумывался как орган, призванный защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка. Более того, предшественник ФАС до 2004 года так и назывался – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако по иронии судьбы на практике происходит ровно наоборот — по некоторым оценкам до 80% своих усилий ФАС направляет против МСП и некоммерческих организаций. Даже по самым «боевым» статьям (картель и злоупотребление доминирующим положением) доля дел МСП в 2013-14гг. составила 64% и 36% соответственно. Другими словами, называются «монополистами» — со 100% долей рынка в границах торгового центра, кинотеатра, городской площади, пекарни, чердака или стены дома, «организаторами и участниками картельных сговоров» субъекты МСП, включая индивидуальных предпринимателей, и даже ТСЖ и садовые некоммерческие товарищества.

Несмотря на то, что суды в 2013-2014 гг. почти половину дел ФАС против МСП признали незаконными, защита от претензий ФАС связана для малого бизнеса с немалыми финансовыми и временными затратами. Более того, зачастую такие дела ФАС ведут к устранению «неугодных» предпринимателей с рынка. ФАС использует размытые нормы антимонопольного законодательства для предъявления претензий к МСП и ТСЖ, которые ничего общего не имеют с защитой конкуренции или потребителей: схожесть цен, «сверхприбыль» в 14 тыс. руб., включение в себестоимость оплаты за Интернет. Но чаще всего ФАС банально вмешивается в хозяйственные споры, выступая на стороне недобросовестного предпринимателя, захотевшего устранить неугодного конкурента. То есть орган, призванный защищать конкуренцию, ее своими действиями устраняет.

Называть малый бизнес монополистом и наказывать его возможно только в России. В США самым маленьким из фигурантов антимонопольных дел за последние годы является компания Transitional Optical, оборот которой в 2012 г. составил около 800 млн. долл. США (около 53 млрд. руб.). В России же почти ежедневно возбуждаются дела против компаний с оборотом менее 1 млн. руб. и индивидуальных предпринимателей.

Руководитель ФАС не скрывает в своих публичных выступлениях двойных стандартов: попустительство к нарушениям со стороны крупных компаний, особенно иностранных, при запредельно жестком карательном подходе к МСП, действия которого в любой развитой стране признаются законными:

крупных иностранных компаний отечественного малого бизнеса

Федеральная антимонопольная служба может возбудить десятки дел против западных компаний, но не делает этого, чтобы не ухудшать ситуацию.

Это было правильное решение (дело «картеля батутов») нашего территориального подразделения, потому что была пресечена одна из форм мошенничества. Если вы инспектор, вы приходите на главную площадь Горно-Алтайска и видите двух работников этих батутных контор, которые во весь голос договариваются о повышении цен, а в законе это прямо запрещено, что вы будете делать?